20 апреля 1927 года родился Павел Борисович Луспекаев. Мы уже много знаем об этом замечательном актере. Но давайте немного вспомним о нем. Ему было бы приятно...
В 1943 году пятнадцатилетним юношей добровольно ушел на фронт, где стал разведчиком в составе партизанской разведгруппы. В одном из боев разрывной пулей Павла тяжело ранило в руку. Грозила ампутация, но Луспекаев не позволил этого сделать. Руку спасли, но самое серьезное испытание было впереди. Будучи в разведке, Павел вынужден был более четырех часов неподвижно пролежать в снегу. Эти злополучные часы стали роковыми в его судьбе.
После войны Павел Луспекаев поступил в Театральное училище имени Щепкина. В 1950 году закончил его и вскоре начал свой личный творческий путь. В начале 50-х служил в Государственном драматическом русском театре в Тбилиси. Потом был театр русской драмы имени Леси Украинки в Киеве. Здесь его заметил актер БДТ имени М. Горького Кирилл Лавров. И вскоре Павел Луспекаев встретился и с главным режиссером БДТ Георгием Товстоноговым. В апреле 1959 года артист подписал договор с Большим драматическим театром, а в октябре того же года был принят в труппу. С ним любили работать товарищи, его обожали режиссеры – там, где был Луспекаев всегда было искусство, радость творчества. Товстоногов репетировал с ним с наслаждением, восхищался им. Но война догнала Павла Луспекаева – в 26 лет у молодого красивого мужчины из-за того давнего обморожения развился атеросклероз сосудов ног. И из-за нарастающих проблем со здоровьем в 1967 году актер все же вынужден был покинуть труппу БДТ. Единственным заработком Луспекаева отныне осталось кино и телевидение.
Луспекаев Павел Борисович. ЖЗЛ на «Завалинке»
Кинодебют Павла Луспекаева состоялся в 1954 году. Но поначалу отношения у артиста с кинематографом не складывались. Режиссеры считали Луспекаева чисто театральным актером, поэтому если и приглашали его на роль, то ограничивались либо ролями второго плана, либо эпизодами.
В 1962 году у Павла Борисовича обострилась болезнь ног. Врачи были вынуждены ампутировать некоторые фаланги пальцев на ногах.
Спустя несколько лет на творческом счету Луспекаева появилась удачная роль в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД», в котором ему досталась роль учителя физкультуры Косталмеда. Однако в самый разгар съемок у Луспекаева вновь обострилась болезнь, и настолько серьезно, что встал вопрос об ампутации обеих ног до колен. После долгих консультаций врачи ограничились ампутацией стоп. На съемки фильма Луспекаев уже не вернулся. Поэтому роль Косталмеда оказалась в фильме слишком короткой.
О тяжелом положении актера узнала тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она распорядилась достать за границей нужные лекарства, привезти из Франции протезы. Пусть ненамного, но это облегчило жизнь артиста.
Несмотря на болезнь, Павел Луспекаев продолжал сниматься в кино и на телевидении. На его счету более 30 работ в фильмах, среди которых – «Балтийское небо», «Иду на грозу», «Республика ШКИД», «Зеленые цепочки». В 1969 году он исполнил роль таможенника Верещагина в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» – главную в своей кинокарьере.
Владимир Мотыль пригласил Павла Борисовича на изначально небольшую, но колоритную роль Павла Артемьевича Верещагина. Луспекаев сначала отказался, а после согласился, поставив условие, что играть он будет без всяких костылей, палок и дублеров. Мотыль сдался, когда Луспекаев показал ему чертеж металлических упоров, которые будут вставлены ему в сапоги и позволят самостоятельно передвигаться на небольшие расстояния. В ходе съемок изначально эпизодическая роль Луспекаева переросла практически в одну из главных. Если поначалу гибель Верещагина в конце фильма имела совсем другой оттенок – он погибал, так и не вступив в схватку с врагом. То позже режиссеру стало ясно, в какую былинную фигуру превращается Верещагин в исполнении Луспекаева – было решено изменить финал. Что из этого получилось, зритель прекрасно знает.
«Трудно поверить, но в «Белом солнце» Паша играл исключительно на силе воли. Специальные металлические протезы были слабым подспорьем, – говорит Басилашвили, коллега и друг Луспекаева – А работать надо было на качающемся корабле, где палуба постоянно уходит из-под ног. Да и до корабля еще надо было дойти – несколько километров по тяжелому песку, в котором вязли колеса машин, не то что ноги. Лишь в одной сцене Пашу заменил каскадер – там, где Верещагин ногами сталкивает бандитов в воду».
В 1970 году фильм вышел на экраны, став одним из лидеров проката.
Павел Артемьевич Верещагин в исполнении Павла Борисовича Луспекаева стал неофициальным символом таможенной службы, олицетворяет собой положительный образ русского таможенника и военнослужащего Российской Империи. Его фразы навсегда вошли в народный фольклор. «Я мзду не беру - мне за державу обидно!» – говорил с экранов суровый таможенник в годы безвременья, когда не было уже ни таможни, ни державы, которой он когда-то служил и, казалось, не будет уже никогда.
Павел Луспекаев умер 17 апреля 1970 года, за три дня до своего 43-летия. Врачи констатировали разрыв сердечной аорты. Он ушел, полный творческих планов и предложений от лучших режиссеров страны.
Петербургские таможенники в память о Верещагине взяли шефство над могилой Павла Борисовича Луспекаева и приезжают туда в день своего профессионального праздника.
Вечная память Вам, Павел Борисович...