Найти тему
Портал "Логосъ"

Еще один забытый монастырь

В 1890 году в поместье Баловнево, которое принадлежало дворянскому роду Муромцевых, поздравляли молодых. Княжна София Петровна Голицына стала женой статского советника Николая Леонидовича Муромцева. Супруги были не так молоды, и можно было предположить, что этот брак, заключенный между людьми зрелого возраста, станет крепким и долгим. Но чету Муромцевых ждало тяжелое испытание. Через семь лет после женитьбы Николай Леонидович умирает. Софья Петровна тяжело переживает эту потерю. Она перестает появляться в свете, уединившись в поместье, все больше погружается в молитву и чтение церковных книг, и через какое-то время принимает решение сменить свои траурные одежды на монашеское облачение.

Муромцева решила основать женскую иноческую общину. Хлопоты по ее созданию начались в 1899 году.

Через год Софья Петровна приняла рясофорный постриг в московском Чудовом монастыре. Помещица пожертвовала для будущей обители 1350 десятин земли в поместье Барятино и 100 тысяч рублей.

В 1901 году был построен первый храм, освящённый во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», а также возведена звонница и корпуса для проживания насельниц. Вскоре Муромцева обратилась в Святейший Синод и в Рязанское епархиальное управление с ходатайством об учреждении монашеской общины. Барятино посетил епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Владимир (Благоразумов), и в 1903 году община была официально утверждена. Возглавила ее монахиня София.

-2

Буквально через год завершилось строительство главного Софийского собора, при котором был пещерный храм во имя Ахтырской Божьей Матери. Вскоре после этого начальница общины была пострижена в мантию с оставлением прежнего имени. А в 1907 году Барятинскую монашескую женскую общину преобразовывают, и она получает новый статус — Софийский нештатный общежительный женский монастырь, а настоятельница его возводится в сан игуменьи. К тому времени обитель представляет собой большой комплекс зданий, расположенный на площади 10 гектар и окруженный высокой каменной оградой. При монастыре был скотный двор, пасека, маслобойня. Все содержалось в чистоте и порядке. Те, кто приезжал в обитель, отмечали красоту и ухоженность всей территории. На особом счету она была и у рязанского владыки Дмитрия (Сперовского), часто приезжавшего туда.

Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено самому молодому монастырю Рязанской епархии. В 1918 году в Данковском уезде установили советскую власть, и тут же обитель подверглась разорению.

В ходе революционных событий были захвачены винные склады. Спирт подогрел жажду грабежа и насилия. В сохранившихся документах того времени можно прочитать свидетельства очевидцев: "Пьяные банды стали всё разрушать... страшно было выходить на улицу. Ночью совершались убийства... Было страшно жить". Ворвались варвары и в Софийскую обитель. Угнали скот, отобрали деньги, подводами вывозили ценные церковные предметы, в том числе богато украшенные серебром и драгоценными камнями иконы.

В 1919 году монастырь официально закрыли, оставив монахиням два домика за его оградой, и преобразовали в коммуну. Коммунары быстро развалили некогда образцовое хозяйство. Среди них было большинство тех, кто и до революции не хотел работать. Среди мужиков из Барятино зрело недовольство коммуной, и когда чаша терпения переполнилась, крестьяне разогнали нерадивых коммунаров по домам. Из Козлова (ныне Мичуринска) прибыл карательный отряд красноармейцев с пулеметами. Зачинщиков бунта расстреляли, других осудили и сослали в лагеря. А храмы монастыря разобрали по кирпичикам, чтобы дух его больше не имел силы над жителями окрестных сел. 200 тысяч единиц кирпича было вывезено в разные населенные пункты. В одном из соседних сел из него было построено здание райисполкома, в другом - школа.

Около пятисот монахинь жило когда-то в обители. После ее закрытия все они разъехались, кто куда.

Еще до середины прошлого века в Барятино оставалась последняя из монахинь Феоктиста (Глаголева). Ребенком-сиротой она была взята в монастырь. Так до конца своих дней и прожила рядом с тем местом, где стояли его стены. По воспоминаниям старожилов в село после разорения обители несколько раз приезжала ее устроительница. Трудно было узнать в согбенной пожилой монахине, бедно одетой, некогда богатую дворянку. Подолгу стояла она у развалин монастыря. Никто не знает, о чем она думала, что вспоминала, но, наверняка, как и положено смиреной инокине, молилась о своем детище.

-3

И спустя десятки лет случились необычайные вещи. Приехали в Барятино московские предприниматели поднимать разоренные хозяйства и обрабатывать заброшенные земли. Но не только о земном решили они побеспокоиться. Узнав историю монастыря, решили поставить на том месте, где стоял храм обители, памятную часовню, которая была освящена в 2013 году. И этому небольшому храму суждено сегодня хранить историю о судьбе одной дворянки, посвятившей свою жизнь служение Богу, о прекрасной обители, построенной ей и украшавшей эту землю, о несгибаемом духе народа, который пройдя все ошибки и испытания, нашел силы вернуть все на круги своя.

Елена Александрина