На днях в одном из кафе Севастополя тремя дагестанцами, приехавшими строить объект, был жестоко зарезан 34-летний крымчанин Олег, отец двух детей, формально за то, что отказался танцевать лезгинку. Свой комментарий о трагедии дал писатель, публицист Платон Беседин:
«Их сейчас вообще много прёт на полуостров на заработки. В той же Балаклаве могут многое рассказать об этих славных ребятах. Или в Гаспре. И это тогда, когда у местных нет работы. Что за странная система отбора кадров?
С такими же горячими ребятами с Северного Кавказа я столкнулся в селе Угловое прошлым летом. Когда сделал замечание о нарушении общественного порядка. От ножа меня спасло чудо. И было страшно стоять в темноте против десятка на тебя прущих. О таких историях в Угловом местные могут рассказать много.
Их вообще более чем достаточно. Просто выйдите в вечернее и ночное время в севастопольскую Артбухту. И танцуйте лезгинку с теми, кто там танцует.
Но обо всём этом надо молчать. Тсс! И большинство охотно молчит. Что будете делать потом, когда ситуация выйдет из-под контроля? Если уже сейчас Севастополь почти не принадлежит его жителям. Когда залётный торчок насилует и ранит ножом продавщицу круглосуточного в центре города. Когда в городе рост криминала – и банально страшно ходить по вечерам. Когда в Севастополь и Крым съезжаются стаи уголовников и маргиналов. Никаких проблем?
Расскажите о том, что всё под контролем, молодой женщине, чей муж умирал у неё на руках. Женщине, у которой осталось двое маленьких детишек. И обязательно расскажите, как наказали трёх залётных дагестанцев. Тех, что зарезали севастопольца за то, что он отказался танцевать лезгинку.
А вот куда исчезли полицейские патрули с севастопольских и крмыских улиц? Хотя они так нужны.
Раньше, помню, тут и там мелькали. Только отдохнуть решил – и на тебе: патруль! Здравствуйте, что вы тут делаете? А теперь их просто нет. На улицах – чёрти что. И ни одного полицейского. Разве что редкий «бобик» проедет.
Это сокращение штата или новые формы правопорядка? А ещё что-то там лопочут о «полицейском государстве». Явите его на улицах, а не там, где не надо».
Примечательно, что такая же ситуация складывалась в свое время в Адлерском районе в годы строительства объектов для Олимпиады. Стычки дагестанцев с армянами часто происходили по причине приставания к армянкам. Разумеется, когда большие массы молодых мужчин приезжают на гигантские стройки, конфликты в наше время не избежны. Ведь вряд ли были ссоры между строителями, скажем, БАМа или Олимпиады в Москве в 1980 году.
Дагестанцы хлынули в Сочи благодаря патронажу Ахмеда Билалова, позже уволенного Президентом РФ Владимиром с постов председателя совета директоров компании «Курорты Северного Кавказа» и вице-президента Олимпийского Комитета за хищение финансовых средств в крупных размерах. Но с тех пор этническая карта региона поменялась.
Местные армяне, долгое время проживающие на побережье Черного моря в мире и согласии, и раньше имели конфликты с представителями некоторых общин – с греками или грузинами, в периоды «черных переделов» (но эти криминальные войны не касались проживания простых людей), с казаками, подогреваемые экс-губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым, который по окончании фамилии («ян», «дзе», «швили») намеревался определять легитимность мигранта на Кубани. В такие предлагаемые обстоятельства попали и дагестанцы. Все началось с того, что произошло изнасилование 4-5 армянских девочек прямо в школе. Началось вытеснение армян из бизнеса. Ситуация накалялась и однажды взорвалась. Армяне на 30 машинах отправились в строительный город отомстить обидчикам.
По сведениям «Комсомольской правды», прибывшие на разборки были вооружены травматическим оружием и электрошокерами. Строители в панике по телефону сообщили в полицию о готовящемся нападении на них. К моменту прибытия отряда ОМОН стороны, противники, в руках которых были палки и арматура, уже кидали друг в друга камни.
Полицейским пришлось стать живой стеной между армянской и дагестанской молодежью. В итоге отряд из пятисот полицейских и омоновцев в бронежилетах и со слезоточивым газом оперативно пресек массовую драку.
Правоохранители задержали почти 300 человек, сообщили в УВД Сочи. Ранение получил только один полицейский. Между тем, по информации газеты, это не первый конфликт армян с дагестанцами в Сочи. 1 мая произошла массовая драка с участием 300 представителей армянской и дагестанской молодежи. В побоище от ножевого ранения погиб 23-летний мастер спорта по тэквондо Юрий Гаранян.
Однако, начинавшуюся войну существенно понизили в градусе Совет старейшин Дагестана при Главе республики Дагестан. Подобным образом повели себя духовные лидеры Дагестана и по отношению к народу Калмыкии, заставив извиниться дагестанского спортсмена Саида Османова за оскорбление. Приехав в Элисту, он оскорбил статую Будды в центре города. Конфликт был улажен в считанные дни.
Заметим, что среди автохтонных народов Дагестана всегда было уважительное уважение и к армянам. В Дербенте находится самое ухоженное во всем Спюрке армянское кладбище. Объединение аварцев, лезгин, талышей, удинов, цахуров с армянами – это один из вопросов стратегической безопасности в регионе. Постепенно конфликты в Сочи и Адлере пошли на спад, теперь те же аварцы женятся на армянках, работают и по большому счету не создают конфликтных ситуаций.
А ситуация в Крыму, к сожалению, поставлена на самотек. Будет ли ее контролировать Совет старейшин Дагестана при Главе республики Дагестан покажет время.
Валерия Олюнина