В переговорах всегда участвуют 2 или более сторон. От их психологического взаимодействия зависит успех переговоров и их тональность. Есть несколько приемов, которые помогут оппонентам достичь успеха.
1. Внимательно слушать и показывать, что вы слышали, что говорил партнер.
Важно уделять внимание тому, что говорит собеседник. Можно попросить пояснить, что имеется ввиду, повторить интересную идею.
Важно не отвечать поспешно, а пытаться понять партнера, оценить ситуацию с его точки зрения.
Можно проговорить свое понимание услышанного. Это важно для достижения взаимопонимания.
2. Говорить надо так, чтобы Вас поняли.
Не ведите себя так, как в ходе дебатов. Нельзя повышать голос и обвинять в проблемах, вешать ярлыки.
3. Необходимо обозначить свое мнение о проблеме.
Вести себя следует тактично, но постепенно наводить собеседника, что он не прав.
4. Говорить следует ради достижения цели.
Нужно тщательно взвешивать слова и подбирать те, которые окажут целенаправленное влиярие.
5. Необходимо установить с партнером рабочие отношения.
Изучайте собеседников заранее. Готовьтесь к переговорам. Так Вы сможете создать основу доверия и разрядите напряженность.
6. Учитывайте эмоции интересующей стороны. В переговорах чувства могут оказаться важнее сути самой дискуссии. Излишние эмоции могут быстро завести переговоры в тупик или вообще прекратить их. Это всегда необходимо учитывать при проведении деловой встречи.
7. Не делайте выводов о намерении интересующего лица, исходя из собственных опасений.
8. Говорите о своих интересах. Объясняя свои интересы, вы должен убедить партнера в их важности. Один из руководящих принципов —
точность. Конкретные детали не только вызывают доверие к вашему описанию, но и придают ему вес. Чтобы ваши доводы произвели впечатление на партнера необходимо также обосновать их законность, убедить этого человека в том, что на вашем месте он ощутил бы то же самое.
9. О своих интересах всегда заявляйте твердо. Неразумно жестко придерживаться своей позиции, но твердо преследовать свои интересы — разумно.
10. Всегда старайтесь предлагать взаимовыгодные варианты. Мастерство в изобретении вариантов — самое полезное качество в переговорах.