Младший сын Ивана Грозного, царевич Дмитрий родился в Москве в 1582 году. Его мать-Мария Федоровна Нагая была шестой или седьмой женой царя и их брак не был освящен церковью. По уставу того времени царь мог венчаться только три раза.
В 1584 году, вместе с матерью и другими членами семьи, был выслан в Углич и стал последним русским удельным князем. Дмитрий и его родня не имели прав управлять Угличем, а могли только получать часть доходов от уезда. На их содержание выделялись средства из царской казны. Руководил же уездом присланный из Москвы дьяк Битяговский.
15 мая 1591 года царевича нашли мертвым с раной на шее. Мария Нагая и ее родственники в его смерти обвинили людей дьяка, утверждая, что они действовали по приказу Бориса Годунова. Осипа Волохова, Никиту Качалова и Данилу Битяговского-сына дьяка растерзала разъяренная толпа. Затем, при попытке успокоить людей, был убит и сам дьяк Битяговский.
Следует отметить, что на следствии стряпчий царицы рассказывал о том, что Михаил Нагой "часто прашивал сверх государева указу денег ис казны", Битяговский же ему отказывал. Из этого можно сделать вывод, что между Нагими и представителем царя существовал явный конфликт. И это не единственное свидетельство конфликта, челобитную царю писала и вдова Битяговского. Примечательно что они поругались и утром 15 мая, в день смерти царевича.
Царь Федор отправил в Углич следственную комиссию во главе с боярином Василием Шуйским. В ходе следствия было опрошено более 150 человек. В материалах следственного дела есть показания шести человек, находившихся рядом с царевичем в момент смерти. Все они были единодушны в причине несчастного случая: "пришла на него немочь падучая, да в ту пору, как ево било, покололся ножом сам, от того и умер", "как пришла на царевича болезнь черная, и он ножом покололся". По возвращении в Москву, Василий Шуйский официально заявил, что в Угличе с царевичем Дмитрием произошел несчастный случай.
Материалы следствия по делу царевича сохранились до наших дней.
Позже Шуйский уже будучи царем, заявлял, что Лжедмитрий I это чудом спасшийся от расправы в Угличе царевич Дмитрий. Однако поднимая бунт против признанного им царя Дмитрия, он сообщил, что царевич Дмитрий погиб в Угличе в 1591 году от рук людей подчинявшихся Борису Годунову. Правительство Михаила Федоровича Романова придерживалось этой же версии. Она же была признана официальной и церковью.
В июле 1606 года Василий Шуйский направил в Углич комиссию под руководством митрополита Филарета-Отца Михаила Романова, чтобы та доставила тело царевича Дмитрия в Москву.
По свидетельствам очевидцев, при вскрытии могилы "мощи царевича были обнаружены нетленными и испускающими благовоние".
У села Тайницкое процессию встретил царь Василий с матерью Дмитрия. Когда при ней открыли гроб, взглянув на сына она не произнесла ни слова, царевича опознал царь Василий. Только в Архангельском соборе Марфа объявила, что в гробу покоится ее сын. Хочу напомнить, что своим сыном она признала и Лжедмитрия I.
Ходили слухи о том, как именно останки царевича оказались нетленными: поговаривали, что в гробу лежал "свежий труп ребенка с зажатой в руке горстью орехов", что вместо тела Дмитрия положили тело сына одного стрельца, которого митрополит Филарет купил и умертвил. Это тело и привезли в Москву.
Останки царевича с почестями перезахоронили в Архангельском соборе Кремля. Приходящие к его гробу начали заявлять о чудесных исцелениях и его в том же году причислили к лику святых, но культ не продержался долго: от прикосновения к мощам, страждущие стали умирать.
Так каким же был царевич при жизни?
В своей книге о путешествии в Россию, Джаилс Флетчер писал о нем так: "Русские утверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нем начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет кровь и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут".
Современникам он напоминал своей жестокостью отца и старшего брата Ивана.
На мой взгляд это описание мало походит на описание жизни святого...
И совсем не понятно, что это за "черная падучая"... Совершенно точно истории известно, что однажды в припадке царевич "поколол ножом" свою мать, которая пыталась его удержать. На мой взгляд это более похоже на приступ дикой ярости, чем на приступ эпилепсии, которую приписывают царевичу.
Так почему же его причислили к лику святых? Ответ прост и этой идеи придерживаются некоторые историки. Царю Василию Шуйскому было необходимо убедить народ, что Лжедмитрий II-самозванец, а для этого надо было предъявить народу тело царевича и желательно царевича погибшего в детстве. Что могло быть убедительнее, чем Святой Дмитрий? И как канонизировать царевича погибшего от собственной руки-практически самоубийцу? Для этого и был придуман план о причастности к его смерти Бориса Годунова-ведь высказаться в свое оправдание Борис уже не мог.
Эта версия вполне устраивала впоследствии и царя Михаила Федоровича.
В конечном итоге, был ли младший сын Ивана Грозного святым или буйным психопатом и малолетним садистом, каждый решит сам. Лично я для себя на этот вопрос уже ответила...
Спасибо за Ваше внимание и за время уделенное прочтению.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.