"Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь", - говорит русская пословица.
К.Д. Ушинский назвал бабушек и дедушек, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами».
Известный современный психолог А.В. Петровский: «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки - это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью».
Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова.
В былые времена бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков. Современная семья меняется: все меньше и меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и их потомством. Поэтому они редко систематически участвуют в воспитании внуков. Как ни печально, но это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями, что обедняет воспитание детей.
Конечно, бабушки и дедушки бывают разные, но как счастливы внуки, когда рядом с ними люди, для которых они - безмерная и безграничная радость! Вряд ли жизнь представит на склоне лет более яркие переживания, чем эта последняя любовь - внуки.
Поэтому, мудрые бабушки и дедушки проникнитесь важностью знания родного языка и донесите это до своих чад. Это и будет вашим неоценимым вкладом в их воспитание.
Вот что говорят о русском языке великие люди России.
Михаил Ломоносов пишет: "Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятельми, италиянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".
К.Паустовский: "Русский язык по своему звучанию многообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира".
Современный писатель Сергей Алексеев:
" Родная речь, природный язык приходит к нам в младенчестве как истинный Дар, будто бы сам собой, вызывая радость и восхищение познания мира. Вдумайтесь: к двум годам своего существования на белом свете еще физически беспомощный, с чистым, незамутненным сознанием, главное, не умеющий ни читать, ни писать. ребенок впитывает в себя огромнейший объем знаний. Он получает полное представление о мире, включая даже тонкую материю - психологию межчеловеческих отношений. Если бы мы не хлестались мордой об лавку и с таким же успехом продолжали развиваться, осваивать науки хотя бы до периода отрочества, то и впрямь бы стали образом и подобием божьим...А основной источник информации младенца - Зрение и слух. Это коль не верить в астрологию, мистику, метафизику и прочие “лженауки», не учитывать генетическую предрасположенность, роковую предопределенность и следовать строгим правилам железобетонных законов эволюции. Нас ведь со школы учат: мир развивается от малого к большому, от простою к сложному. Он же, этот мир, имеет противоположную структуру и обратную природу, по крайней мере, уникальные способности детей это неопровержимо доказывают, заставляя нас изумленно возмущаться, когда наш отпрыск, освоивший родную речь за два года, потом одиннадцать школьным лет зубрит английский или французский и никак не может вызубрить. И так, благодаря зрению и слуху в первую очередь, взаимосвязанным с ними обонянию, осязанию и маловразумительному чувству интуиции, младенец с легкостью перевоплощается из биологического существа в человека, в личность, то есть обретает лицо, образ. Когда же происходит это чудо, мы начинаем печься о его образовании, совершенно не внимая тому, что оно уже свершилось помимо нашей воли и посредством Дара Речи, слова, языка, который и является главным образовательным инструментом.Тут впервые наше дитя и утрачивает этот Дар в прямом смысле. Если до взрослою вмешательства слово для него имело звучание, вкус, запах, цвет и целый круг ассоциативных представлений, то теперь мы пытаемся убедить ребенка (и себя по определению), что оно, слово, имеет корень, суффикс и окончание. Ну еще предлог или приставку. Понятие «корня» как-то еще укладывается в неискушенном сознании, ибо принижено к триединой природе вещей в мире, а вот суффиксы, префиксы, аффиксы раз и навсегда выбивают ребенка из божественного лона понимания и звучания Речи. Слово напрочь теряет не только смысл, но и, прежде всего, свою, открытую детским сознанием и осмысленную чувствами, магическую суть. В слове «радуга», к примеру, он видел солнечную дугу, разложенную на семь цветов, и интуитивно восходил к представлению о спектре белого света, о его скрытой, таинственной цветистости, Он был на прямом пути к пониманию сложнейших законов природоустройства, физики, химии, оптики атмосферы, но мы его «образовали», внушив, что «рад» всею лишь неведомо что означающий корень этою слова, «уг» суффикс, что-то вроде строительной конструкции-подкорки, ну а «а» - окончание, названное так потому, что на этом звуке оканчивается слово. А если вспомнить всю лингвистическую терминологию, то слово будет растерто, размазано до неузнаваемости. Зато теперь у нашего чада есть Занятие - учиться в школе и потом еще лет пять в университете, чтобы обрести представление о природе радуги и дисперсии света.
Неисчерпаемая тема детства сравнима, пожалуй, с далёкой галактикой. Что ни ребёнок - то звёздочка ясная, что ни звёздочка - то история чудная, но не разглядеть их даже через телескоп человеку с холодным сердцем, пройдёт мимо, а ещё того хуже - сделает замечание, когда, мол, ты уже повзрослеешь!
Чего хочется в детстве больше всего? Приключений! Конечно же приключений. А как же еще можно узнать и освоить этот мир, если не пустившись в свободное плавание с отважным капитаном.
Так уж сложилось, что такими капитанами для наших девчонок и мальчишек чаще всего являются их бабушки. И это здорово! Бабушка - выдумщица, сказочница. С ней хоть на край света, хоть в тайгу, хоть в космос. А можно и в компьютерную игру даже.
Так начнём же наше путешествие, друзья!