Мы разобрались, на какие проекты российских арт-деятелей стоит обратить внимание в этом году.
21 апреля в Каменноостровском театре в десятый раз пройдет вручение международной премии в области современного искусства Сергея Курехина, которая присуждается в девяти номинациях. ART1 вместе с организаторами премии изучил представленные работы, выбрал десять хайлайтов в категориях визуального искусства и кураторских проектов и выявил основные тренды современного искусства, диктуемые российской арт-общественностью за последний год.
1 Север-7, «ШАРППС-7»
Участники арт-группы Север-7 в выставке «ШАРППС-7» («Школа Активного Рисования и Перформативного Позирования Север-7») привносят свои перформативные практики в галерею, пытаются вовлечь зрителя и разрушить классическую концепцию, в которой зритель пассивным образом взирает на объект искусства.
2 Семен Мотолянец, «Антиперсональная персональная выставка Семена Мотолянца, который понял, что он ничего не понял в современном искусстве»
Семен Мотолянец для организации персональной выставки приглашает четырех кураторов, делит свои работы на четыре части и отдает каждому одну четвертую от выставочного пространства. С одной стороны, он сохраняет главную роль в этом проекте, так как он пригласил этих кураторов и контролирует их работу. С другой, Сергей не дает авторам возможность осмыслить свои произведения целиком и настаивает на том, чтобы они работали вчетвером и на равных условиях. В конечном счете Мотолянц остается постоянно ускользающим элементом на своей же экспозиции.
3 Текст-группа «Орбита» (Александр Заполь, Артур Пунте, Владимир Светлов, Сергей Тимофеев), «Откуда берутся стихи»
Серия перформансов, организованных на первой Рижской Биеннале в 2018 году. Текст-группа «Орбита» собралась в Риге, где, с одной стороны, половина населения говорит по-русски, с другой — развивается латышская языковая идентичность. Такое сопряжение двух языков создает огромное пространство для поэзии. В ходе своих перформансов участники «Орбиты» пытаются заявить о своем поэтическом высказывании не просто как о написанном тексте, а как о тексте, расширенном до рамок всего пространства, в котором они находятся. Они работают с текстом как с произведением искусства, пытаясь найти истоки поэтического начала.
4 Стас Багс, «Клуб дайвинга „Дельфин“»
Проект, который был показан в нижегородской галерее Futuro. Багс и группа нижегородских уличных художников представляли серию объектов. Самый большой — это неказистый дом в центре выставочного пространства, построенный Багсом из обломков деревянных старинных зданий, разрушенных в центре Нижнего. Уличные художники расписали этот сарай и таким образом заострили внимание на проблеме сохранности исторической застройки города, которая исчезает под натиском девелоперов.
Но, помимо социального подтекста, абсурдность происходящего и нелепость сложившейся ситуации переносится на все выставочное пространство. Да и само название «Клуб дайвинга „Дельфин“», которое вообще не отражает сути представленных арт-объектов, еще больше усиливает ощущение абсурда. Художники посредством неутилитарных вещей и образов стремятся сказать о той странной зацикленности восприятия, в которой оказались и которую при этом не осознают.
5 Софа Скидан, «Transverse Hyperspace»
Масштабный художественный проект, который включает в себя не одну работу, а целое пространство, оформленное разными художественными объектами. Вернее, гиперпространство, потому что Скидан обращается не столько к материальным формам, сколько к диалектическим. Также автор использует как традиционные, так и ультрасовременные способы передачи и восприятия информации.
Вдохновляясь идеями Донны Харауэй, Юджина Такера, Тимоти Мортона и Рози Брайдотти, Скидан не просто приглашает на выставку, она пытается сконструировать лабораторию исследования новой телесности, стремящейся к стиранию границ между полами и отчуждению виртуального тела от его физического носителя.
В своей работе автор использует разные материалы и выстраивает из них странные и неестественные формы. Скидан пытается преодолеть деление мира на культуру человеческую и природу, представить мир как некое единство, в котором человек не играет доминирующую роль, а существует наряду с другими организмами. В представлении автора осьминог может быть таким же культурным, как человек, просто у него своя культура.
Софа Скидан, являясь также инструктором по йоге, организовала на своей выставке занятия, пытаясь переложить мысли и идеи, выраженные в произведениях, на телесные практики. Автор пытается представить другого рода идентичность — вне гендеров, вне поведенческих шаблонов. Ведь йогой занимаются те же люди, которые ходят на выставки. Почему бы не объединить эти два явления, если личность одна и та же?
Концептуальный проект Софы Скидан представляет очень важный тренд, который можно наблюдать в современных художественных практиках.
6 Александр Буренков, «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»
Это — кураторский проект, который работает с перформансом. Перформанс — искусство неуловимое, после его показа мало что остается. Поэтому выставка Буренкова выглядит как очень радикальный жест, который удался автору. При этом он приглашает московских художников, которые создают не классические перформансы родом из прошлого века, а перформансы высокотехнологичные, основанные на новых формах дигитальных коммуникаций, типа телеграм-хаккинга.
7 Дмитрий Булатов, Наиля Аллахвердиева, Марина Жукова, «НОВОЕ СОСТОЯНИЕ ЖИВОГО»
Дмитрий Булатов — один из главных теоретиков сайнс-арта в России. И его проект имеет большое просветительское значение, вносит ощутимый вклад в развитие этого направления, сокращает тот разрыв, который существует между разными категориями искусства. Для этого автором была организована масштабная выставка, конференция и целый ряд мероприятий в Пермском музее современного искусства. Эти мероприятия объединили большой круг российских художников, развивающих сайнс-арт.
8 Елена Губанова, Лидия Грязнова, «Слепки»
Попытка наладить диалог между классическим и современным искусством. Современное искусство — это не какая-то маргинальная субстанция, которая существует в странных музеях. Кураторы проекта осмысляют преемственность классических форм и их современную репрезентацию, пытаются вывести современное искусство на более высокий уровень восприятия.
9 Христина Отс, Елена Чернавина, «Future Unhuman»
Выставка «Future Unhuman» — это попытка исследовать, как меняется наш мир после появления технологических гиперобъектов и нечеловеческих агентов. Проект «Новое состояние Живого» пытается поговорить о появлении технологического мира, о конвергенциях художественного и научного. Современный человек оказался в новой форме социального, которую очень важно осмыслять.
10 Владимир Селезнев, «Приручая пустоту»
Выставка «Приручая пустоту» — это рассказ об истории искусства, которое никогда не являлось доминантным. Зрители знают вертикальную историю российского искусства, которая хранится в залах и фондах Пушкинского или Русского музея. Здесь куратор говорит о том, что Россия большая, и история искусства не исчерпывается только московским концептуализмом или ленинградским андеграундом — существует огромный пласт искусства Урала, со своими художественными практиками и собственной историей. Из-за иерархичности и институциональности современного искусства и отсутствия необходимых ресурсов они могут быть не столь известными, но от этого не становятся менее интересными.
По работам, представленным на премии в этом году, видно стремление художников и кураторов найти новые формы экспонирования. Ощущается тенденция на переосмысление кураторской практики — и не только посредством формы, но через обращение к современным философским течениям, к истории постгуманизма, к практике дигитальности.
До 16 мая в Петербурге работает выставка номинантов, где можно изучить представленные в лонг-листе проекты и составить свое представление о том, какой диагноз поставить современному искусству. Подробнее о экспозиции узнайте на сайте.