Бесы сервиса.
Жизнь вокруг нас все сложнее, а мы все проще. Конечно, мы ее пытаемся упростить, но получается все с точностью до наоборот. Практически в каждом большом магазине легко можно купить готовую еду, и тут же, в магазине, ее скушать. Цена немного напрягает, но зато посуду мыть не надо. Если доходы или здоровье не позволяют подобного сервиса, можно купить уже почищенную и порезанную картошечку с морковкой и луком, мясной или рыбный полуфабрикат и дома быстренько все приготовить, как говорится, соль-перец по вкусу. Желающие самостоятельно выбирать и покупать продукты, с их последующим приготовлением, тоже не лыком шиты. Это во времена моей юности тостер считался космическим изобретением, и запросто мог являться свадебным подарком. Сейчас же на наших кухнях, являющихся полигонами для бытовой техники, с каждым ремонтом мы просим увеличить количество розеток и по горизонтали и по вертикали. Помните, как раньше было? В трехкомнатной квартире было от 4 до 6 розеток и все! И хватало с избытком! Радио, телевизор, торшер, утюг, холодильник. Пожалуй, основные энергопотребители перечислил. А если ломался, например, утюг, что происходило? Все просто, папа доставал заветную коробочку с инструментами, вскрывал утюг и «починял» его на газетке «Труд». И что самое забавное, он после этого еще много раз ломался, операция повторялась, и утюг жил, как черепаха, долго и не спеша. А мама им гладила и, по привычке, фотографировать любое свое действие, щелкала «Зенитом» и выкладывала на всеобщее обозрение в заводской стенгазете, как бы подтверждая, что и утюгом владеет и сама еще жива. Ой, это я куда-то не туда. Раньше для этого люди просто встречались, в крайнем случае, созванивались. Телефоны, правда, не у всех были. Но у некоторых счастливых обладателей тогдашних гаджетов, упавшие трубочки были в красивой синей изоленте. Спасибо мне, что уронил, спасибо папе, что замотал!
А что сейчас? А сейчас я сломанную вещь беру, разбираю с трудом, но на «Из рук в руки», потом смотрю на кучку деталей и …. Стремительно перемещаюсь в сеть на яндексмаркет в поисках нового неремонтируемого друга семьи.
Прогресс не остановить, и пусть помощников в наших квартирах будет больше, по крайней мере, в тех, чьи владельцы этого хотят. Проблема в том, что они, всякие приборчики и устройства, по-прежнему ломаются, а починять их мы уже не можем. Толи инструменты с изолентой пропали, толи мы примитивнее стали. И что тогда? Тогда мы обращаемся к мастерам сервиса, а их тьма тьмущая, я бы даже сказал – легион!! С Данте соперничать не буду и про девять кругов не расскажу, но все по порядку.
Год назад, в один из самых жарких дней лета, сломался у нас холодильник. На тот момент ему было 9 лет от роду. Звали его «Bosch» и всю свою предшествующую жизнь он вел себя прилично, без капризов. И вот, пожалуйста, захворал. Работает, но в полсилы, не морозит, зараза, и все. В панику я впадать не стал, просто поистерил немного, потом выпил «персенчику» и полез в паутину в поисках Мастера. Чтоб сэкономить, искал частного мастера, а не экстрамультисервис по починке Всего на свете. Мастер приехал очень быстро. Скорее, даже подмастерье, а мастер сидел в том самом мультисервисе. Особо не заморачиваясь на осмотр, «мастерок» за две минуты снял электронные мозги нашего прохладного помощника и уехал. У меня даже возникло ощущение, что все современные холодильники одинаковы, а нам продают только дверь с названием за разные деньги. Спустя час позвонил и сообщил, что мне очень повезло и за трепанацию с меня возьмут всего 4 тысячи полновесных российских рублей. Поскольку от жары продукты на глазах теряли внешний лоск и приобретали дополнительный «аромат», я срочно дал «добро» и через пару часов механическое урчание на кухне радовало мой слух, а взамен четырех симпатичных, и таких нужных, бумажек, мне дали целую настоящую фактическую «квитанцию» с гарантией 6 месяцев. За мимолетное время установки мне объяснили, что в плате были заменены какие-то детали, потому как прежние, из-за скачков напряжения, «слегка сгорели».
Прошел год и месяц. Нет, это как-то мало. Прошел месяц, а потом год. Охлаждающий помощник стал работать все тише и тише, и при этом, практически, перестал давать холод. Закон бутерброда никто не отменял, и в этот раз на улице было 27 градусов тепла. Однако, опыт вещь незаменимая, а дополнительно, с хладнокровием при принятии решения, просто необходимая. Короче, запив очередной «персен» банкой пива, для пущей усвояемости, я начал искать квитанцию. Поскольку было воскресенье, я не стал звонить, а написал в вайбере сообщение для Подмастерья. Прошло полдня, а мне никто не отвечал. Я обиделся, а когда вспомнил легкость первой починки и тяжеловесность отданных денег, то и вовсе решил поменять коней на переправе. Да и кони-то, скорее, пони, ну их низкорослых в Шотландию.
Очередной Мастер приехал в понедельник в 10 утра и попросил выдвинуть холодильник из паза. Пока я корячился, а по дороге портил линолеум, он мимоходом сообщил, что уже 40 лет занимается холодильниками. Поскольку, ему было около пятидесяти, я понял, что он начал в глубоком детстве и, несомненно, является сыном полка, то бишь, Комбината Бытовых Услуг. Маленькая ложь, как известно, рождает большое недоверие, и я решил не оставлять его одного на кухне. Потом он полежал на полу и сообщил, что у моего холодильника два двигателя! и один из них, ну точно мертв. Просто насмерть, по всамделишному, без дураков. Я ему рассказал историю первой починки с указанием местонахождения платы. Он сказал «ага» и как-то неуверенно извлек ее, сообщив, что в этих делах «не шарит» и будет вынужден ехать на базу к электронных дел Мастеру. Я насторожился и предупредил, что все действия производить только с моего одобрения. Он заверил меня в хэппи-энде, при этом вскользь проговорил цены на замену деталей. Мотор – 7тыр, плата от 5 до 7 тыр. Цена диагностики была оговорена в 300 рэ и я, ничем не рискуя, дал добро. «Через пару часов все скажу», и был таков.
Для себя я решил, что получу диагноз и скажу ему «досвидос», а пока надо спасать продукты, поскольку прошлогодний мастер за полдня не успеет и все перенесется на следующий день. Накормив Маруську и переложив все продукты в сумки, мы уселись в машину, а пока охлаждался салон, я набрал старого мастера, с целью пригласить его вечером к больному. И тут началось!
Собственно, все написанное до этого, было лишь попыткой выговориться, чтоб матом не написать, потому как… ибо… вот ведь….
Ну, попробую без эмоций. В процессе разговора я услышал входящий вызов. Это был сын КБУ.
- Очень тяжелый случай, много работы, электронщик сможет установить причину лишь к вечеру следующего дня, от меня ничего не зависит, я лишь передаю его слова. Плюсом к этому возможно понадобится еще замена мотора за 7 тыр.
Я остановил вербальный поток, сказав, что уже ничего делать не надо, кроме как все вернуть на прежнее место за 300 рублей.
Через три минуты новый звонок. Карл, три минуты!!!
- Уже электронщик все сделал, замены мотора не понадобится, я выезжаю, буду через полтора часа!
Тут все встало на свои места!!!
Возможно, для многих такие вещи сразу очевидны, но я привык людям верить. Без веры жить нельзя, разводиться надо. Это он и есть – его величество Развод! Для обывателя, любой мастер, даже с очень скромными возможностями – великий Гуру. И мы как безвольные адепты впитываем без фильтра любую информацию от него, «ничтоже сумняшеся», ибо он Мастер 80-го уровня!
Когда приехал псевдомастер и начал, под легкий лепет о том, как я еще легко отделался, устанавливать плату на прежнее место, меня уже посетил Адреналин. Я с ним знаком и по спорту, и не по самой спокойной молодости, и по работе в органах. Вроде ничего не происходит, только легкий тремор в пальцах, слегка учащается дыхание, как от нехватки кислорода, и вот ты уже развернул корпус для удара. Бред какой-то. Обычный ремонт бытовой техники. Ерунда. Только оппоненты тебя за человека не считают, в надежде, что ты-то до конца будешь Человеком!
Три защелки и два болта, вот и плата на месте. Мастер перешел на «ты» со счастливым обладателем работающего холодильника: «Ручку давай».
В квитанции было написано «Установка-1тр, ремонт – 2тр, итого – 3тр». Все правильно у этих математиков и психологов. Большинство людей специалистам верит, а правильный счет в квитанции лишь подтверждает их мастерство. Потом мы немного поговорили, даже без мата, он слегка сник и согласился на 300 рублей, но мне стало его жалко, и, прикинув стоимость рабочего времени, я отдал ему тысячу, лишь уточнив ценообразование.
-Пятьсот снять, пятьсот поставить, а диагностика, в случае ремонта, бесплатно.
Когда он уходил, я ему сказал, что если не он, то его напарник точно Бес.
-До свидания.
-Прощайте.
Вот как-то так, два болта и три защелки, пять минут времени, отвертка, бесконечный цинизм и «наивный пассажир». Если у вас возникла мысль о дороговизне радиодеталей, расслабьтесь. Два конденсатора, я плату посмотрел после «ремонта», думаю, суммарно не более 100 рублей.
Какой вывод? Проговаривайте максимум деталей до ремонта, не соглашайтесь сразу на ремонт за предложенные деньги, торгуйтесь, в конце концов, сделайте две диагностики. Будет два предложения, будет выбор. В крайнем случае, используйте святую воду.
Если у вас есть на примете проверенный мастер по ремонту любой техники или авто, пожалуйста, дайте мне его телефончик, имя и что умеет делать. Любой мастер в жизни пригодится, лишь бы человек порядочный был. Ведь такие еще остались?