Найти тему
Fraid

Требование "убежища" в средневековой церкви может спасти вашу жизнь, но приведет к изгнанию

Более 1000 лет европейские беженцы находили убежище в церквях.

Патрик Коварик / AFP/Getty Images
Патрик Коварик / AFP/Getty Images

Самая известная сцена в фильме «Горбун Нотр-Дама» - это когда Квазимодо спасает Эсмеральду от казни, бросает ее в собор и кричит: «убежища!» Хотя акт довольно драматичный (он качается на веревке), он основан по настоящему религиозному обычаю. В средневековой Европе беглецы действительно могли избежать смертной казни, требуя убежища в церкви. Подвох в том, что после этого им обычно приходилось отправляться в постоянное изгнание.

Квазимодо с Эсмеральдой, берущей убежище в Нотр-Дам. Bettmann Архив / Getty Images.
Квазимодо с Эсмеральдой, берущей убежище в Нотр-Дам. Bettmann Архив / Getty Images.

Понятие святилища существовало до христианства, по крайней мере до греческих и римских храмов, которые обеспечивали защиту беглецов. Раннехристианские церкви конкурировали с этими языческими храмами, предлагая свою собственную защиту, и к концу 4-го века Санктуарий стал частью Римского имперского права. Если человек убил кого-то, а затем побежал в церковь, чтобы потребовать убежища, никто не мог войти и причинить вред, арестовать или удалить ее для наказания.

Даже после падения Западной Римской Империи в 476 году церкви сохранили свою власть для защиты людей, нарушивших основные светские законы. Римско-католические лидеры считали, что освященная церковь была “защищенным пространством”, - говорит Карл Шумейкер, профессор истории и права в Университете Висконсина и автор «Святилище и преступность в средние века, 400–1500». «В крайнем случае было бы нецелесообразно носить оружие в церковь, арестовывать кого-либо или применять силу в церкви».

Кроме того, церковь была “глубоко подозрительна к наказаниям, назначенным светской властью”, - говорит он. Многие ранние церковные лидеры считали, что Римская империя слишком озабочена наказанием преступников, а не "восстановлением морального равновесия между беззаконником и Богом".- Санктуарий должен был обратиться к последнему. Если беглецы, претендующие на убежище, не были уже христианами,они должны были обратиться.

Убийства и кражи были наиболее распространенными преступлениями, за которые беглецы искали убежища в Средневековой Европе. Как только беглец входил в собор, преследователи могли поджидать его снаружи, но они не могли войти, чтобы захватить кого-нибудь. Кроме того, беглецы не могли принести в церковь лук и стрелы, чтобы напасть на своих преследователей из окон, или любое другое оружие, которое они могли бы использовать, чтобы защитить себя, как только они уйдут.

Находясь в безопасности внутри, беглецы могут заключить соглашение с людьми, которым они причинили зло, с тем чтобы покинуть их в безопасности. Еще чаще беглецам приходилось прямо из убежища отправляться в постоянное изгнание из своего города, региона или страны. Это было особенно видно в Англии начала XII века, когда страна законодательно регулировала Санктуарий больше, чем любой другой регион Европы.

Согласно английским законам того периода, беглецы, которые требовали убежища, должны были покинуть Англию на всю оставшуюся жизнь, если они не получали королевского помилования, которое было очень трудно получить. И в отличие от большинства европейских церквей, у которых не было формальных ограничений на то, как долго человек может претендовать на убежище, англичане не должны были оставаться в убежище более 40 дней.

Короткое убежище, за которым следовало изгнание, было все же лучше, чем смертный приговор; и для многих людей это было также лучше, чем тюрьма. ” Тюрьмы были обычным местом для смерти", - говорит Элизабет Аллен, английский профессор Калифорнийского университета в Ирвине, который изучает Санктуарий в средневековой Англии. - Вы плохо питались, вам часто давали только хлеб и воду, и болезни были обычным явлением.”

Хотя английский Санктуарий был самым строго регламентированным типом в Европе, англичане не всегда следовали букве или духу законов. в 14 веке Лондонская женщина убила священника в церкви, а затем попыталась найти там убежище. После некоторых юридических размышлений чиновники решили, что она не может претендовать на убежище в церкви, потому что она осквернила его. Были также случаи, когда преследователи незаконно вывозили людей из Санктуария или, как в случае с архиепископом Томасом Бекетом, убивали их прямо в соборе.

Хьюберт де Бург, 1-й граф Кентский (1170-1243), взят из Санктуария в Буазаре, Франция, 1232. Historica Graphica Коллекция / Наследие Изображения/Getty Images.
Хьюберт де Бург, 1-й граф Кентский (1170-1243), взят из Санктуария в Буазаре, Франция, 1232. Historica Graphica Коллекция / Наследие Изображения/Getty Images.

Были также те, кто воспользовался законами Англии о святилищах, потому что они были богаты и могущественны. Большинство ранних искателей убежища в Англии были бедны, но это изменилось в 15 веке, когда влиятельные королевские особы начали избегать своих преступлений, оставаясь в убежище столько, сколько хотели. На самом деле, явное злоупотребление убежищем аристократами, возможно, способствовало его гибели в Англии после протестантской Реформации.

“Как только вы защищаете только избранных, и вы защищаете их постоянно, а не просто отсылаете своих неимущих преступников, убежище становится намного менее привлекательным”, - говорит Аллен. "Это, я думаю, начинает прокладывать путь к гибели Санктуария как религиозной практики защиты слабых.”

Англия объявила Санктуарий вне закона в 1623 году, через несколько десятилетий после того, как Католическая церковь ограничила круг преступлений, к которым Санктуарий мог применяться. После этого Санктуарий исчез, но не полностью, даже в Англии. ” Люди все еще требуют убежища—в некоторых случаях, вплоть до 19-го и 20-го века и даже сегодня", - говорит Шумейкер.

В качестве примера он указывает на церковь в Гааге, которая защищает семью, ищущую убежища, от депортации, проводя круглосуточные службы в течение 96 дней. Согласно голландскому законодательству, полиция не может входить в религиозные учреждения во время обрядов, поэтому церковь только отпустила, когда Нидерланды предоставили семье больше времени для пребывания в январе 2019 года.

“Если вы прислушаетесь к тому, что говорят пасторы и члены религиозных общин сегодня, которые защищают искателей убежища в США, - продолжает он, - во многих случаях они очень сознательно присоединяются к этой гораздо более древней, более длинной истории, в которой христианство считало защиту искателей убежища одним из своих самых высоких обязательств.”

Как и сегодня, многие средневековые европейские церкви не имели конкретного права защищать беглецов по светскому праву. Но люди, которые преследовали беглецов, понимали, что они будут выглядеть плохо, если нарушат канонический закон церкви и причинят вред или арестуют кого-то внутри.

” Когда какой-то правительственный агент преследует кого-то в церкви и ранит или убивает их, это имеет огромные политические последствия", - говорит Аллен. - Чаще всего это выставляет правительство жестоким. Так было с Томасом Бекетом, казнь которого четырьмя рыцарями в Кентерберийском соборе вызвала возмущение общественности, нанесла ущерб репутации короля Генриха II, подтолкнула Бекета к святости и вдохновила пьесу Т. С. Элиота "Убийство в соборе" почти восемь веков спустя.