Найти тему
SALT.ZONE

Горячая линия по врачебным ошибкам: как защитить права пациента

До 26 апреля «Зона Права» принимает жалобы от пострадавших из-за действий медиков

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Насколько сложно получить компенсацию морального вреда за врачебную ошибку или привлечь к ответственности медика? «Зона Права» запустила горячую линию. Речь про ятрогенные преступления — когда по вине врачей пациент получил тяжкий вред здоровью или скончался. Это уже третья горячая линия, которую проводит правозащитный проект, и она проработает до 26 апреля. Всем обратившимся обещают оказать консультацию, а обобщенная информация по делам будет направлена в Следственный комитет. В рамках подкаста разобрались, что изменилось в сфере защиты прав пациентов за последние несколько лет и какие проблемы актуальны сегодня.

Слушать подкаст полностью на SALT.ZONE и в iTunes.

_______________________________________________________________________________________

Булат Мухамеджанов — координатор «Зоны Права»:

«Зона Права» с 17 по 26 апреля проводит горячую линию по врачебным ошибкам. В этот период мы принимаем звонки, обращения, сообщения по вопросам некачественного оказания медицинской помощи. В первую очередь нас интересуют наиболее тяжелые случаи, касающиеся гибели пациентов или причинения тяжкого вреда их здоровью. Потом мы эти данные обобщим и направим в Следственный комитет для проведения проверки. При наличии документов мы готовы изучить их, дать свою юридическую консультацию по делу и курировать эти дела в дальнейшем. [При обращении в горячую линию] надо кратко описать ситуацию, желательно без эмоций. Надо четко понимать, когда произошло ЧП, куда вы обратились, какие ответы получили и на каком этапе сейчас находится дело.
Если вы считаете, что в отношении вас или вашего родственника были нарушены права в медицинском учреждении — вы имеете право обратиться [в разные инстанции]. Вы не обязаны обращаться на нашу горячую линию. Но одна из целей и задач нашей горячей линии — привлечение внимания к проблеме. Мы хотим таким образом рассказать, какие есть возможности у пострадавших пациентов, чтобы восстановить свои права. Когда речь идет о менее серьезных нарушениях, мы советуем обращаться в страховую компанию. Потому что у нее нет интереса покрывать врачей, она их штрафует. Это негосударственная структура, которая, с нашей точки зрения, отстаивает интересы пациента. Есть ФОМС, есть Росздравнадзор — туда тоже можно обращаться. Ну и, конечно, если речь идет о гибели пациентов или каких-то серьезных случаях — нужно писать заявление в Следственный комитет, который может и должен провести доследственную проверку, инициировать судебно-медицинскую экспертизу, затребовать весь массив документов из медучреждения. То есть провести весь комплекс мероприятий, чтобы получить ответ на главный вопрос — есть вина врачей в данном случае или нет.
Все такие дела, именно по уголовной линии, идут со скрипом. Дело возбуждается, как правило, но потом назначается экспертиза — и иногда это занимает очень много времени. Если назначается экспертиза в другом регионе или тем более в Москве — то, что называется, про дело можно забыть на год. Это первое. Второе — сейчас некоторые наши коллеги и сами пострадавшие не готовы ждать годы. И если есть основания и документы, подтверждающие вину врачей, они скорее обратятся в суд с иском о компенсации морального вреда в гражданском порядке, чем обратятся в СК с заявлением о преступлении. Потому что это долго и наказание рублем для медучреждения иногда намного серьезнее или чувствительнее. Врач и так скорее всего будет уволен, если его вина будет установлена. Иногда СК сам проводит проверку в догонку по публикациям в СМИ и возбуждает уголовное дело.
Еще надо отметить несколько проблем в этой сфере с позиции потерпевших. Первое — малые сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Второе — это мизерные компенсации морального вреда, особенно в регионах. Давайте оставим за скобками Москву и Петербург. Самое крупное решение по иску в стране было, если не путаю, 15 миллионов, пару лет назад. Более 700 тысяч рублей по нашим делам решений не было. 500−700 тысяч рублей — сейчас это не такая уж и большая сумма в связи с экономической ситуацией и инфляцией. Могу привести в пример одно из наших первых дел в Татарстане — в 2008 году мы добились взыскания 500 тысяч рублей. Прошло 10 с лишним лет, а сумма осталась та же.