На первых порах русскоязычных рэп-исполнителей бесчисленное количество раз обвиняли в байте. И вполне справедливо, так как это было очень очевидно: Фейс с «esketit» Lil Pump и всей его стилистикой; Фараон, по всем параметрам похожий на Bones в «Фосфоре»; Tyga и Yanix, Killy и Flesh, Lil Aaron и Lizer – все эти скандальные байты известны тем, кто интересуется рэп-культурой. Но мало кто знает, что даже принятые гении искусства часто подражают кому-то в начале своего пути. Всем знакомый русский классик, А.С. Пушкин, на первых порах довольно сильно походил на Байрона, как и его коллега М. Ю. Лермонтов. В 1832 году Михаил Юрьевич даже написал стих, получивший говорящее название: «Нет, я не Байрон, я другой». Поэт в нём рассуждает о том, что да, они во многом похожи, но он-то с «русскою душой». Поразительно, но судьбы Байрона, Пушкина и Лермонтова почти идентичны. Все они довольно рано стали популярными, каждый из них гнушался светской жизни, хоть и был в центре её обсуждений. Любимицы женщин, но всё же одинокие внутри, поэты-донжуаны пережили множество любовных драм, за короткий период жизни прошли через огромное количество событий и погибли в раннем возрасте от огнестрельных ранений. Казалось бы, кто с кого что сбайтил? Но крайне глупо думать, что кто-то решил полностью скопировать жизнь и уж тем более смерть другого. Да и само творчество по мере своего развития у каждого пришло к разным знаменателям. У каждого времени есть свои нарративы и актуальные темы, способы их изложения, а люди искусства – это приёмники, которые передают в том или ином виде сигналы, витающие в воздухе. И границы государств, языковые барьеры, разные культурные коды не являются убедительной причиной для того, чтобы всё у всех было разным. Возможно, кто-то раньше приходит к определённой позиции, кто-то позже, но в целом люди и даже целые общества проходят схожий процесс становления.
Ярким примером тому может послужить культурный обмен между США и Россией, в котором, кажется, что Штаты имеют доминантный характер. Фильмы, одежда и интересующая нас новая школа рэпа – в большинстве случаев всё это прижилось на просторах РФ и СНГ. И не просто прижилось, а стало той планкой, на которую многие стали равняться, о чём мы уже говорили в первой части статьи. Но сегодня чаша весов постепенно начинает перевешивать в сторону собственного, отечественного видения. То, что принято считать байтом, не всегда им является, ибо всё решает не фантик, а суть, которую люди часто упускают. Один из самых больших скандалов под маркировкой «байт» был связан с Ваней Фейсом. Татуировки на лице, сленг, его манеры и ритмические рисунки во многом были заимствованы у западных коллег, в особенности у Lil Pump. Но стоит обратить внимание, что само отношение и подача всё-таки различались. Если Lil Pump изначально восхвалял развязный образ жизни, это в его творчестве остаётся по сей день, то в материале Ивана Дрёмина изначально чувствовалась ирония, а сейчас – так вообще совершенно иная история по всем пунктам. Каждый ребёнок проходит своё становление, первое время ориентируясь на родителей, копируя их поведение. Но это только первое время. Сознание развивается, ребёнок набирается опыта, а потому то, что скопировано, начинает видеться иначе, либо же просто замещается чем-то своим. Критический взгляд на себя и окружающий мир позволяет произвести переоценку, что, разумеется, не всегда выходит. Примеры Lizer и Flesh и сегодня имеют негативный характер, ибо ничего нового ими не было открыто. Но Ваня Дрёмин и Глеб Голубин точно заимели свое лицо в индустрии. Пережив сильное давление со стороны слушателей, они всё-таки справились, не сдались и смогли доказать всем, что действительно уникальны.
Помимо этого, в России и СНГ существуют исполнители, что изначально сумели по-своему переосмыслить те тренды, что пришли из США. Boulevard Depo, Хаски, Скриптонит, Масло Чёрного Тмина – каждый из них имеет свой уникальный стиль, свою подачу и харизму. Каждый обладает своим видением, исходя из которого и создаёт музыку, но тем не менее жанр и поле проблем вполне едины. Наркотики, развязный образ жизни, бедность, безработица, мультикультурность, проблемы становления личности и ещё куча других актуальных проблем современной молодёжи поднимается в творчестве каждого из исполнителей. И удивительно то, как по-разному обо всём можно рассказать. Если западные коллеги в большинстве случаев не рефлексируют, а, зачастую, просто наслаждаются всем вышеупомянутым, то в силу особенностей нашего менталитета то же самое оценивается иначе. Куда более критический взгляд на вещи, более развитый вокабуляр, минорность звучания и строгость наполняет творчество вышеупомянутых исполнителей. Во всём есть рефлексия, во всём есть то измерение, которого нет где-то ещё. На западной эстраде невозможно услышать даже нечто хоть каплю похожее на Хаски, ибо там хоть и читают, но не до конца понимают Достоевского. Не встретишь и Бульвара с его мистическим киберпанком и похожим на Пелевина вайбом. Тем более не найдешь аналог Скриптонита, который является носителем трёх культур одновременно, смешивая в своём материале музыку всех континентов и рождая действительно уникальный продукт.
Пройдя хейт, бездумную любовь и множество байта, новая школа рэпа по-русски сумела органично вплестись в современную российскую культуру, добавив в неё новую плоскость. Разумеется, и по сей день остаются исполнители, что не понимаю разницы между копированием и переосмыслением. Их, к счастью, с каждым днём становится всё меньше, как меньше и бездумных критиканов, фанатов, что не имеют мнения, а просто бегут за трендами. Это всё скучно, неинтересно и должно. Toaster же интересуют молодые и самобытные артисты, творчество которых ещё предстоит открыть не только нам, но и всему миру.