Вновь появляется повод поговорить о важном. В январе христианская правозащитная благотворительная организация «Open Doors» («Открытые двери»), опубликовав свой ежегодный список «2019 World Watch List», определила Узбекистану 17-е из 50-ти мест - среди стран с «высоким» уровнем преследования христиан - и призвала объединиться в молитве за единоверцев, подвергающихся гонениям.
Примечательно, что в декабре минувшего года США исключили Узбекистан из числа тех стран, в которых нарушаются религиозные свободы, перенеся в список «особого наблюдения». Оставив экспертам - политологам и религиоведам - их право квалифицировать опубликованный список по степени «безысходности» и политической мотивации, попробуем сопоставить глобальную реальность с правомерностью растиражированной оценки выражением объективной картины.
Республика Узбекистан – светское государство, преобладающее большинство населения в котором (около 93%) - последователи Ислама, а христиане в качестве религиозного меньшинства значатся вторыми. Тот факт, что из 16-ти действующих в стране конфессий 11 являются христианскими, тоже вполне объяснимо: с древнейших времен этот регион - вследствие его географического расположения между Европой, Азией и Дальним Востоком - связывал судьбы мировой истории и становился «местом встреч» многих религий.
В «Стране Индийской»
«В древней Центральной Азии расцвет христианской веры начался уже с III века по Рождестве Христовом. Как известно, самый дальний из апостольских жребиев, определивших пути двенадцати учеников Спасителя, выпал святому Фоме Близнецу. Дух Божий указал ему для проповеди «страны Индийские», а таким понятием древние писатели, имевшие об Азии туманное представление, обозначали не одну Индию, а все государства Востока за пределами Римской империи. Святой Фома благовествовал не только «брахманам», то есть собственно индусам, но и «бактрам, гирканам, парфянам» - предкам современных народов Центральной Азии…», - читаем фрагмент монументального труда известного православного иерарха митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира «По стопам апостола Фомы. Христианство в Центральной Азии».
И далее: «На земле Центральной Азии нашло посмертное упокоение нетленное тело святого апостола и евангелиста Матфея. Апостол Матфей, как известно, принял мученическую кончину за Христа в Сирии. Оттуда, по-видимому, еще во II или в III веке честные мощи апостола были унесены бежавшими от древнеримских гонений христианами в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера ИссыкКуль, - весь христианский мир знал о ее местонахождении. На Каталанской карте мира, датированной 1375г., на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое ИссыкКуль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста». Впоследствии город, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера. По местному преданию, наводнение было карой Божией горожанам за отказ в гостеприимстве и оскорбление какого-то святого странника», - продолжает свое повествование митрополит Владимир. Упоминание армянского монастыря и его обитателей, скорее всего, связано с тем, что Армения первой в мире приняла Христианство своей государственной религией – случилось это в 301 году, на 12 лет раньше принятия императором Константином Великим Миланского эдикта о веротерпимости, и что в составе первых миссионерских групп приверженцев новой религии - выходцев из Междуречья и Восточной Сирии, устремившихся на Восток от гонений на них в Римской империи и Сасанидском Иране, были и армяне.
Исследования последних лет подтверждают также, что распространение христианства в Центральной Азии связано не только с гонениями на адептов новой веры, но и с торговлей на Великом шелковом пути, сердцем которого и связующим звеном Востока и Запада была территория нынешнего Узбекистана. Именно по его маршрутам на эту землю пришли и расселились христиане, иудеи, буддисты и манихеи, дополнив тем самым общую картину бытовавших в регионе различных национальностей, религиозных убеждений и самобытных культур.
«…Эти трассы были местом оживленных встреч миссионеров, провозвестников всех мировых религий, родиной которых был Восток. Страстные проповеди и дискуссии звучали в городах и караван-сараях, при дворах правителей и в ставках кочевых народов. Здесь проповедовалось слово Божие, здесь воспринималось оно различными слоями общества». Как следствие, расцвет христианской веры в древней Центральной Азии, начавшийся уже с III века, «…привел к основанию мощных митрополий в Мерве и Самарканде, созданию знаменитого Хорезмийского (Хвалисского) архиепископства, провозглашению христианства государственной религией в огромной Эфталитской империи…»
Широкое распространение христианства в доисламской Центральной Азии подтверждается материальными свидетельствами, найденными в Самарканде (Ургут), Хорезме, Бухаре, Ташкентской области, на берегу Сырдарьи и Амударьи. В своем труде «Золотая дорога до Самарканда» современный исследователь Вилфред Блант ( Wilfred Blunt) пишет об этом древнем городе: «Христианская община состояла здесь, как и в большинстве центральноазиатских стран, из сирийских якобитов, сирийских мелкитов и армян из Армянской Апостольской церкви», а археологи подтверждают, что в связи с учреждением в V-VII вв. христианской метрополии в Самарканде армяне создали здесь христианскую епархию и получили возможность свободно исповедовать собственную религию, а на городище старого Термеза они обнаружили христианский храмовый комплекс, построенный по канонам армянской церковной архитектуры VII-VIII вв. Развитие и процветание городов и городской жизни на маршрутах Великого шелкового пути было возможном лишь благодаря толерантности, гуманизму и миролюбию коренных народов и государственной власти. Очевидно, что сосуществование здесь на протяжении многих веков различных этносов, культур и вероисповеданий основано на менталитете узбекского народа, отличающегося добротой, миролюбием, щедростью души и религиозной терпимостью, а его наглядным подтверждением – наличие на территории современного Узбекистана множества культовых мест, являющихся святыми для представителей нескольких религий.
Довольно значительное количество армянских ремесленников строителей, ювелиров, оружейников и каменотесов переселил в Самарканд Амир Тимур во второй половине XIV века. Тогда по указу великого правителя Армянская Церковь стала неотъемлемой частью духовной жизни армян в «столице великих ханов» (так летописцы средневековой Армении величали столицу Самарканд), подтверждение чему находим в книге испанского путешественника Рюи Гонзалеса де Клавихо. Во время второго похода Тимура из юго-западной Армении в Самарканд было переселено почти все ее население. Вместе с пленными армянами в Самарканд попал священник Карапет Джугаеци, который вскоре стал епископом местных христиан.
Следующим этапом появления армян в регионе – вместе с развитием в Закаспии городских поселений, станет вторая половина XIX в. Причиной их перемещения из Зангезура, Карабаха и областей Западной Армении были как социальные, так и политические факторы. Значительное число тех армян трудилось на строительстве Закаспийской военной железной дороги, а в Самарканде они появились после того, как город стал конечным пунктом чрезвычайно важной по тем временам железнодорожной магистрали. Но, даже неустроенные и гонимые нуждой люди стремились сохранить свою самобытную культуру, язык и веру, а церковь стала их покровительницей и заступницей.
Первая армянская церковь в Узбекистане того исторического периода была освящена во имя Пресвятой Богородицы (конец ХIХ в.) специальным кондаком Католикоса всех армян Мкртича-Айрика I Хримянца. В 1903г. в Ташкенте была построена церковь Сурб Рипсиме, в 1908г. была открыта церковь Святого Григория Просветителя в Самарканде, а в 1910г. воздвигнут храм в Коканде. В начале ХХ столетия Армянские очаги духовности появились в Андижане и Бухаре, а к 1917г. армянское население Туркестана уже превысило 20-тысячный рубеж.
Однако, в первые годы Советской власти священников огульно обвиняли в национализме. Церкви повсеместно закрывались, имущество их конфисковывалось, а к началу 1940-х гг. по указу советских властей армянские очаги духовности прекратили свое существование; церковные здания переделывались и превращались в клубы и склады, а на протяжении последующих десятилетий советской действительности любые проявления национальных чувств в «самой читающей стране» будут оставаться под запретом.
Логика новейшей реальности
Возрождение Армянской Церкви в Узбекистане началось после обретения страной независимости, а день 20 августа 1995г. вошел в историю общины как день открытия возрожденной Самаркандской армянской церкви Святой Богородицы. Спустя несколько лет церковь отметила столетие своего существования, оставаясь, по-прежнему, единственной армянской церковью во всей Средней Азии. При поддержке государства и участии десятков меценатов 12 января 2007г. открылась и столичная церковь Святого Филиппоса.
«История Церкви, - повествует митрополит Владимир на странице своей книги, - подобна Книге жизни, которую пишет Промысл Божий, незримо устрояющий судьбы человечества. Дерево не растет без корней, здание не строится без фундамента, и нельзя создать будущее без прошлого - корнями же дерева общества и фундаментом его здания является история. Азия - это «Ноев ковчег» самых разнообразных культур и народов, она несет в себе двухтысячелетний ресурс толерантности, и все азиатские вероисповедания почитают человека и добро как высшую ценность».
Когда-то древнюю Центральную Азию историки прозвали «этническим котлом» - «слишком уж бурной и быстротекущей, почти неразличимой в своих связях и смещениях казалась жизнь племен и народностей в этом краю». В сущности, через века регион со всеми своими характерными особенностями и укладом жизни так и остается «этническим котлом», в котором продолжается диалог культур, а в ходе состоявшейся в 1995г. в Ташкенте международной христианско-мусульманской конференции «Совместно жить под одним небом» представитель Всемирного Совета Церквей Т.Митри назвал отношения православных христиан и мусульман в Центральной Азии «образцовыми для всего мира».
Основной закон страны (ст. 31 Конституции РУз) - при всем ее этническом разнообразии - провозглашая отделение религии от государства, гарантирует свободу совести для всех граждан и равенство перед законом всех религиозных организаций, - их здесь насчитывается более двух тысяч. Гарантирует и осуществляет, что трудно сочетается со слезливо-паническими настроениями о наличии в стране «своих-чужих», с мыслью об угнетении в ней христиан, с «впадением в немилость» перед международными наблюдателями и с тем, что самая крупная религия, подарившая миру идею свободы, в наши дни являются самым гонимым религиозным сообществом на планете.
«Христос присутствует во всех Церквях, хранящих апостольскую преемственность (имеются в виду Армянская Апостольская, Православная и Католическая Церкви. – прим. авт.) В стенах же Армянской церкви мы одновременно исповедуем веру в Христа и сохраняем наш народ, это один из ее приоритетов. Так уж всегда случалось на протяжении нашей долгой истории, что больше некому было этим заниматься. Как армянский священник я должен заботиться и о том, чтобы мои прихожане оставались армянами, соблюдали традиции нашего народа, и поэтому важно участие в совместных молитвах, особенно во время литургии, которая в армянской традиции зовется Патарагом. Сурб Патараг (Святая литургия – прим.авт.) – это общее таинство, а не личное. Недаром учитель Вселенской церкви Григор Нарекаци говорил, что на время литургии нужно прекращать войну. Прихожанин знает, что в церкви он молится и за себя, и за своих близких, и за всех остальных верующих, собравшихся в этих стенах. Через Христа верующие объединяются, становятся одной семьей, а церковные праздники давно приобрели статус национальных. Поэтому Господь сохранил и впредь сохранит наш народ», - делится своими мыслями Тер Ованнес Григорян. Исторические свидетельства подтверждают сказанные духовным пастырем армян Узбекистана слова: нигде в мире армянская община не могла долго сохраниться, не имея церкви. Церковь, а не государство, которое перестало существовать 600 лет назад вместе с падением последнего армянского Киликийского царства, сберегла национальную идентичность, веру отцов и стала главным и единственным объединяющим людей национальным фактором.
И сегодня кто-то из местных армян впервые отправляется в путь, надеясь, что дорога нового дня непременно приведет его к широко открытой двери храма - это вовсе не проявление религиозного ренессанса. Отправляется порой отягощенным тем нелегким грузом, который привнес в восприятие Церкви минувший и наступивший век, болезненно сказавшиеся на нескольких поколениях «детей империи» - со всеми их прогрессивными и ущербными инновациями, рационализмом, критическими альтернативными воззрениями и подменой «гуманистическими» откровениями. Отправляется с надеждой обнаружить широко открытую дверь в храм, войти в нее, погрузиться в строгую церковную реальность, зажечь свечу у алтаря и, преклонив колени перед хачкаром, обрести самого себя. Армянская церковь, верная своей изначальной апостольской традиции, готовится отпраздновать Пасху.
Георгий Сааков
На снимках: Тер Ованнес Григорян, духовный наставник армян Узбекистана; внутреннее убранство Армянской апостольской церкви Св.Филиппоса в Ташкенте и Церкви Св.Богородицы в Самарканде
Источник: NovostiNk.net