Как говаривали древние: «Стены крепости, которые не могут преодолеть воины, легко возьмет осел, нагруженный золотом».
Весной 1808 г. русские войска под командованием генерала Фридриха Вильгельма фон Буксгевдена осадили шведскую крепость Свеаборг. Раскинувшаяся на нескольких островах цитадель считалась неприступной и имела репутацию «Северного Гибралтара».
Подступившие к стенам крепости русские силы численностью около 2 тыс. человек не имели никаких шансов даже напасть на укреплённый пункт. Имевшихся в наличии 46 орудий было явно недостаточно для атаки такой твердыни. Кроме того, ни о какой правильной осаде (копании параллелей, траншей, возведения укреплений) речи и не шло – вокруг были только лёд и голые скалы.
Осадные батареи приходилось обустраивать прямо на льду моря, обкладывая их фашинами и турами. В силу мощности укреплений, возможность проведения решительного штурма рассматривалась русским командованием в последнюю очередь.
Однако и комендант Свеаборга вице – адмирал Карл Олаф Кронстедт тоже не верил в свои силы и действовал крайне нерешительно. Пассивность он пытался оправдывать недостатком офицеров, большим количеством необученных рекрутов в гарнизоне, нехваткой пороха и припасов.
Практически с самого начала осады русский штаб установил плотные контакты с командованием Свеаборга. Стороны постоянно вели какие-нибудь переговоры - об установлении коротких перемирий, об объявлении нейтральным расположенного рядом города Гельсингфорс, о размещении осадных батарей.
С каждой новой встречей, решительность шведских командиров заметно снижалась. Виною всему были щедрые взятки, которые получали офицеры. В короткое время русское командование обеспечило себе группу влияния внутри крепости. Так постепенно подошли к вопросу о сдаче Свеаборга.
Шведы прекрасно представляли какой актив находился в их руках и согласились сдать крепость, но озвучили такую сумму, что Буксгевдену пришлось запросить дополнительных ассигнований.
Одновременно, для соблюдения приличий, русская армия производила демонстративные действия по подготовке к штурму. Возводились батареи, заготавливались лестницы, туры и фашины.
20 марта 1808 г. русские пушки начали систематический обстрел Свеаборга. Артиллерийский огонь практически не наносил урона осажденным (за всё время осады шведы потеряли только 6 человек убитыми и 32 ранеными), но на гарнизон и население это действовало как-то угнетающе.
В ответ шведы подыгрывали и также палили со всех орудий в белый свет, как в копеечку. Причем действовали настолько усердно, что в короткое время расстреляли практически треть порохового запаса.
Зная обстановку в Свеаборге, русское командование старалось подогревать пораженческие настроения. Перебежчиков распускали по домам, а жители крепости получили право беспрепятственного прохода через русские аванпосты.
Семейству коменданта и женам офицеров позволяли выезжать из гарнизона. В ходе вояжей они встречали обходительное обращение и щедро снабжались средствами. Одновременно их информировали об очередных русских победах, безнадежности получения помощи из Швеции и перспективах стать жертвами штурма.
В начале апреля военный совет Свеаборга, к этому времени состоявший из заранее «заряженных» деньгами офицеров, принял решение о сдаче крепости и всего военного имущества.
4 мая 1808 года русские войска заняли шведские укрепления. Были взяты в плен 7 300 человек гарнизона (в том числе 1 вице-адмирал и 188 офицеров). В руки победителей нетронутыми перешло 2033 орудия, почти 10 000 зарядов пороха, 340 000 бомб, гранат и ядер, 8 680 ружей, 119 военных кораблей разных классов и большое количество иного военного снаряжения.
Узнав о капитуляции, шведский король Густав IV Адольф повелел считать уволенными всех офицеров гарнизона, с дальнейшей отдачей под суд. Адмирал Кронстедт был обвинён в предательстве и заочно приговорён к смертной казни. Однако никакого наказания виновники так и не понесли. Кронстедт предусмотрительно принял российское подданство и ему была назначена приличная пенсия. Остаток жизни он провел в своем имении в Финляндии.
Интересно, но существует ещё одна версия сдачи Свеаборга. Во время осады Кронстедту поступило письмо из Швеции с однозначным приказом сдать крепость. В Стокгольме уже давно оформился заговор против короля и потеря такой твердыни, вкупе с другими военными поражениями, делало Густава IV Адольфа крайне не популярным правителем. Меньше чем через год, в результате переворота, король будет отстранен от власти.
Друзья! В продолжение, хочу предложить статьи о крепостях и осадах:
В ОДИНОЧКУ ПРОТИВ ОСМАНСКОЙ АРМИИ
КАК ВОЕННЫЙ ИНЖЕНЕР НЕМЦЕВ РАЗОРИЛ
ОСАДА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ. ИСТОРИЯ ЗАМКА МОН-СЕН-МИШЕЛЬ
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.
Все представленные в статье иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их автора