К началу 30-х годов танковый парк Красной Армии представлял собой печальное зрелище. В условиях возможного начала боевых действий Советский Союз мог противопоставить хорошо оснащенным европейским армиям лишь устаревшие Т-18, а также оставшиеся еще со времен Первой мировой и Гражданской войн иностранные танки. Для улучшения ситуации было решено закупить за границей образцы бронетехники вместе с технической документацией, что позволило бы наладить выпуск машин уже на собственных заводах. Во время командировки в Великобританию закупочная комиссия выбрала популярный в тот период двухбашенный танк Vickers Mk.Е, получивший в СССР обозначение В-26.
Уже в декабре 1930 года начались испытания В-26, на которых машина проявила себя с хорошей стороны благодаря высокой проходимости и надежной трансмиссии, но в то же время двигатель не удовлетворял требования советских военных. Тем не менее, благодаря весомому слову наркома по военным и морским делам Климента Ворошилова в СССР приступили к выпуску нового танка, названного Т-26.
Несмотря на предложения советских конструкторов внести изменения в танк и устранить его недостатки, боевая машина выпускалась в оригинальном виде – с двумя башнями и частично из импортных деталей. Проблемы возникли и с заводами, на которых выпускались комплектующие: низкая культура производства выдавала слишком много брака, а будущие гиганты, Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, еще не были достроены. Поэтому на ленинградском заводе «Большевик» и Ижорском заводе в июле 1931 года начался выпуск танков из неброневой стали. Крайне плохими вышли двигатели, которые регулярно выходили из строя. Но даже это не повлияло на армейское руководство, и уже с августа 1931 года заводы приступили к выпуску серийных образцов.
Первая партия боевых танков в количестве 120 штук покинула производственные цеха, однако их ненадежность привела к тому, что лишь часть из них была принята в армию. В процессе выпуска в конструкцию танка внесено множество корректив, которые позволили дотянуть его до необходимых требований, а в 1932 году благодаря инициативе Семена Гинзбурга началась разработка однобашенной машины, со временем вытеснившей своего двухбашенного предшественника.
Т-26 относился к легким танкам и имел классическую компоновку. Двухбашенные образцы были вооружены либо двумя пулеметами ДТ, либо пулеметом и 37-мм пушкой. Экипаж состоял из механика-водителя, стрелка левой башни и командира танка с функцией стрелка правой башни. Однобашенные же образцы имели на вооружении 45-мм пушку со спаренным пулеметом ДТ, а управлялись также механиком-водителем, наводчиком и командиром с функцией заряжающего. Для наблюдения использовались прицельные приспособления и смотровые лючки, а для связи сигнальные флажки, в редких случаях – радиостанции.
В качестве двигателя на Т-26 использовалась модернизированная копия британского образца, «ГАЗ Т-26». Четырехцилиндровый бензиновый двигатель вырабатывал мощность до 91 л.с., позволяя танку развивать скорость до 30 км/ч. Боевая машина хорошо преодолевала преграды, в том числе длинные рвы и броды до 80 см.
Танк Т-26 до начала Великой Отечественной войны стал самым массовым танков и был выпущен в количестве более 10 тысяч единиц. Практически сразу на его базе стали производится другие машины, в том числе химические танки, огнеметные танки, тягачи, самоходные установки и даже дистанционно управляемые телетанки.
Т-26 имел обширную географию применения и был задействован практически во всех крупных конфликтах, включая бои с Японией на Дальнем Востоке, вторжение в Польшу, Советско-финскую и Великую Отечественную войны. Несколько сот танков были отправлены в Испанию для помощи республиканцам во время гражданской войны.
В начале 30-х годов Т-26 был достаточно неплохим легким танком и хорошо справлялся с поставленными задачами, однако слабое бронирование (15 мм на бортах, лобовой части и башне) и развитие противотанковой артиллерии и более совершенных танков сделали его легкой добычей на поле боя. В первые дни Великой Отечественной большая часть Т-26 оказалась уничтожена или попала в руки к противнику, и к битве под Москвой в строю осталось лишь несколько сот единиц. Трофейные Т-26 активно применялись финской армией, а отдельные экземпляры использовались и в войсках Третьего Рейха.
Т-26 остался в истории одним из самых массовых танков, который смог наполнить Красную Армию неплохими для своего времени образцами бронетехники, но к концу 30-х он уже безнадежно устарел, уступив место более совершенным машинам.
Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О восстании в Сибири против раскулачивания;
О "Шахтинском деле";
О трагедии поэта Владимира Маяковского.