Международный проект Blockchain Donbass берёт начало с 2015 года, с целью которого было исследование, развитие и популяризация современных цифровых технологий, способных улучшить положение людей в зоне военного конфликта на востоке Украины. Проект ведет аналитическую, научную, социальную работу в регионе, консультативную поддержку предпринимателей, государственных служащих и лиц заинтересованных в развитии цифровой экономики и IT технологий.
Blockchain-donbass.com
_________________________________________________________
МИРНЫЙ BLOCKCHAIN
© «Блокчейн-Донбасс» 2019
Введение
Мир изменяется, технический прогресс упрощает и автоматизирует жизнь, социально-экономические отношения приобретают трансграничный характер. Борьба за права человека, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов - основные приоритеты в международной политике. К сожалению, несмотря на усилия международных организаций и лидеров государств, существует много военных конфликтов разной степени тяжести. Идея планетарной дружбы, с помощью которой все государства сотрудничают друг с другом, предотвращая войны -остается утопической идеей Эпохи Просвещения.
С 2005 года число смертей, связанных с военными действиями, увеличилось в десять раз и в 2015 году достигло наивысшего показателя. В период между 2010 и 2016 годами число жертв среди гражданского населения удвоилось. Беспрецедентно высоким было и число людей, вынужденных покинуть свои дома вследствие военных конфликтов. По некоторым оценкам, внутренне перемещенными лицами или беженцами сегодня являются 65,6 млн человек, причем больше половины общего числа беженцев в мире – это дети. По некоторым оценкам, ежегодные общемировые издержки, связанные с военными конфликтами, могут достигать 13,6 трлн долл. США, что соответствует 13,3 процента мирового валового внутреннего продукта (ВВП). Восстановление после конфликтов может продолжаться в течение жизни нескольких поколений.
В докладе предложены способы применения современных технологий для разрешения военного конфликта и его последствий. В качестве примера рассматривается конфликт на юго-востоке Украины, который продолжается с 2014 года. Это самый продолжительный силовой конфликт в Европе со времен Второй мировой войны, который имеет все шансы побить анти-рекорд прошлого века. Конфликт затронул права и свободы нескольких миллионов человек. В зоне конфликта присутствуют представители ООН, ОБСЕ, Международного Красного Креста и другие международные организации.
Несмотря на перемирие и переговорный процесс, согласованный в Минске в 2015 году, боевые действия из активной фазы переросли в постоянные провокации на линии разграничения с обоюдными перестрелками и обстрелами близлежащих населенных пунктов.
В данном предложенном нами исследовании рассмотрена реализация Минских соглашений путем использования IT технологий, приведены дополнительные меры, которые могут помочь в восстановлении мира и улучшению жизни гражданского населения. В заключении будут предложены выводы и рекомендации для участников мирного процесса.
Цели исследования
Объединить всех участников мирного процесса на Донбассе. Совместно с лидерами рынка высоких технологий создать эффективные и прозрачные средства решения основных проблем населения. Усовершенствовать механизмы международной помощи людям оказавшихся в трудной ситуации вне зоны действия банковской системы, международных правовых организаций, благотворительных фондов. Создание благоприятных условий для экономического роста на территории отдельных регионов Донецкой и Луганской области. Помощь населению в преодолении экономической блокады. Возобновление социальных выплат и родственных отношений. Развитие демократических процессов в обществе. Защита прав человека с использованием современных технологий.
Свободное распространение документа допустимо при указании ссылки на источник
© 2019 “Блокчейн-Донбасс”
Оглавление
Таблица аббревиатур
1. Цифровизация общества
1.1 Технология блокчейн
2. Цифровые технологий в разрешении военного конфликта на Донбассе в контексте Минских соглашений:
2.1.1 Гуманитарная помощь (п. 7) - обеспечение безопасного доступа, доставки, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма с применением технологии блокчейн.
2.1.2 Социальные выплаты (п. 8) - восстановление социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты с применением технологии блокчейн и соблюдением правил AML, KYC и правилами международных регуляторов.
2.1.3 Выборы (п. 12) - проведение демократических и прозрачных выборов с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ - проблемы, решения.
2.1.4 Электронная площадка (п. 13) - создание публичной онлайн-площадки для интенсифицирования деятельности Трёхсторонней Контактной группы.
3. Дополнительные меры по восстановлению социально-экономического положения населения
3.1 Майнинг
3.2 Краудфандинг
3.3 Обеспеченные токены (стейблкоин)
4. Рекомендации
5. Список источников
Таблица аббревиатур
P2P (peer to peer) - одноранговая, децентрализованная/пиринговая сеть. Оверлейная компьютерная сеть, основанная на равноправии участников.
Блокчейн — выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. Чаще всего копии цепочек блоков хранятся на множестве разных компьютеров независимо друг от друга.
Криптовалю́та — разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах. Как правило, учёт криптовалют децентрализирован. Функционирование данных систем основано на таких технологиях как блокчейн, направленный ациклический граф, консенсусный реестр (ledger) и др.
Майнинг — деятельность по созданию новых структур для обеспечения функционирования криптовалютных платформ. За создание очередной структурной единицы обычно предусмотрено вознаграждение за счёт новых единиц криптовалюты и/или комиссионных сборов.
Bitcoin - пиринговая платёжная система, использующая одноимённую единицу для учёта операций. Для обеспечения функционирования и защиты системы используются криптографические методы, но при этом вся информация о транзакциях между адресами системы доступна в открытом виде.
Ethereum - платформа для создания децентрализованных онлайн-сервисов на базе блокчейна (децентрализованных приложений), работающих на базе умных контрактов. Реализована как единая децентрализованная виртуальная машина.
Токен - единица учёта, не являющаяся криптовалютой, предназначенная для представления цифрового баланса в некотором активе, иными словами выполняющая функцию «заменителя ценных бумаг» в цифровом мире. Токены представляют собой запись в регистре, распределенную в блокчейн-цепочке. Получить доступ к токену можно через специальные приложения, которые используют схемы электронной подписи.
ДАО - децентрализованная автономная организация - организация, действующая на основе правил умных контрактов. Записи финансовых транзакций ДАО и программные правила контрактов хранятся в цепочке блоков транзакций.
ICO - форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией. Встречается также форма «первичного предложения токенов». Помимо этого термин ICO часто заменяется словом «краудсейл».
- Цифровизация общества
Во втором десятилетии ХХI в., когда интернет стал символом общественного развития, можно уже говорить о «цивилизации, основанной на числе», или о «цифровом обществе». Расширение сферы применения цифровых технологий позволяет говорить о появлении виртуального пространства, в рамках которого осуществляется взаимодействие государства, общества и бизнеса. Происходит «цифровизация» общественной системы. Существенное увеличение объема данных, средствами и источниками распространения которых являются социальные сети и мессенджеры, а также различные электронные устройства, постепенно приводят к появлению качественно новых технологий. Применение и взаимодействие этих технологий стоят у истоков нового вида экономики — цифровой, а также к образованию ее экосистемы. Во всех сферах и отраслях валютой стали данные, цифровой профиль пользователя во многих странах уже стал юридически значимым, появилось понятие «цифровая подпись». На карте мира все больше умных городов. Искусственный интеллект в ближайшем будущем заменит человека во многих сферах жизнедеятельности включая судебную систему, дополнительная реальность станет частью повседневной жизни человека.
1.1 Технология блокчейн
Одной из наиболее обсуждаемой и трендовой технологией последних лет - стала технология блокчейн. Созданная 10 лет назад криптовалюта Bitcoin подарила миру возможность вести прозрачный учет децентрализованно именно благодаря этой технологии. Bitcoin - как электронная валюта и блокчейн - как технология вызвали настоящих технологический бум. Пока регуляторы пытались понять сущность первой криптовалюты, технология не стояла на месте. На ряду с криптовалютам появился новый вид цифровых активов - токены. Токены получили популярность благодаря криптовалюте - Ethereum. Отличительной особенностью новой криптовалюты была возможность пользователям создавать свои смарт-контракты и цифровые активы. Молодые компании и стартапы получили возможность привлечения средств на развитие бизнеса за счет первичного размещения своих токенов. Всплеск компаний по привлечению средств (ICO) пришелся 2017 год. Ежемесячно создавалось сотни компаний, которые собирали миллиарды долларов.
Благодаря гибким и быстрым механизмам монетизации основанной на технологии блокчейн мощный толчок развитию получила вся IT индустрия в целом. За 2018 год с помощью механизмов ICO в совокупности компаниям удалось собрать около 22 миллиарда долларов. Среди лидеров по привлечению инвестиций стартапы связанные с коммуникациями, финансами, торговлей, инвестициями, игровые сервисы, платежные платформы, логистические компании. Возникла целая отрасль экономики сравнимая с существующими механизмами IPO. Популярность технологии, простота ведения бизнеса в отсутствии правового регулирования послужили избыточному притоку предложений на рынок. Одни создавали свои цифровые активы исключительно как маркетинговый продукт наделяя их свойствами “бонусных баллов” в уже существующих бизнес-моделях, другие обещали баснословные проценты по вкладам ничего при этом не гарантируя юридически.
В данный момент технология блокчейн находится примерно в точке разочарования. Данный факт связан не только с переоцененностью технологии на начальных этапах ее развития, но и с огромным количеством ICO проектов, которые использовали «холодную перспективную площадку с целью обогащения. Эти события, говорят о том, что технология блокчейн нуждается в международном правовом регулировании, для дальнейшего плодотворного развития. Нижняя точка разочарования, это не приговор, а всего лишь часть длительного процесса формирования, при котором отбрасывается все лишнее. Аналогию можно провести с крахом доткомов на раннем этапе развития сети интернет, которая впоследствии стала неотъемлемой частью жизни населения.
Внедрение новаторских технологий существенно упрощает и автоматизирует социальные и экономические процессы государств. Одной из самых перспективных сфер для использования продуктов основанных на блокчейн являются государственные услуги и документооборот, концепция “государство как сервис”. Соединенные Штаты Америки постепенно вводят технологию блокчейн в различные ведомства по сбору налогов, ускоряя процесс приема налогов и сборов за имущество, прием водительских лицензий, удостоверений личности, автомобильных номеров и иных документов. В Грузии с помощью блокчейн-сети можно найти и получить официальную выписку по объемам недвижимости, а в Англии национальные банки уже разрабатывают направления внедрения технологии блокчейн, которые коснуться обработки финансовой информации. Сингапур рассматривает технологию распределенного реестра в целях повышения эффективности операций с ценными бумагами на бирже, а Китай внедряет блокчейн-учет в авиационно-космической отрасли. Франция, Италия, Испания, Мальта, Кипр, Португалия и Испания подписали в Брюсселе декларацию о взаимодействии – инициативу, которая позволит «трансформировать» их экономик с использованием технологии блокчейн для повышения качества государственных услуг и экономического благополучия граждан. В России принята программа «Цифровая Экономика». Бюджет национальной программы рассчитанной до 2024 года и может превысить 3,4 трлн рублей. Технологический кластер также создан в республике Беларусь. В Эстонии уже на протяжении нескольких лет работает электронное гражданство. Украина тоже движется в сторону внедрения технологии блокчейн. С октября 2017 года в стране начался перевод на блокчейн Государственного земельного кадастра. Данный шаг позволит исключить фальсификацию и подделку информации. Цифровизация Украины предусматривает в дальнейшем перевод всей цифровой государственной информации в стране на блокчейн-платформу. Среди первых отраслей, которые должны будут перейти на блокчейн - государственные реестры, ЖКХ, социальное страхование, здравоохранение и энергетика. Новости о реакции государств и отдельных министерств выходят буквально ежедневно. Технология блокчейн прошла все этапы восприятия обществом, от отрицания до принятия. Все чаще о технологии говорят на международных площадках таких как ОБСЕ и ШОС. В ноябре 2018 года глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард предложила центробанкам разных стран рассмотреть вопрос о выпуске цифровых валют.
2. Цифровые технологии в разрешении военного конфликта на Донбассе.
Вооруженный конфликт на востоке Украины привел к значительным разрушениям гражданской инфраструктуры и сотням тысяч беженцев. По данным ООН на 17 ноября 2017 года, жертвами конфликта на Украине стали 35 081 человек: 10 303 погибших (включая гражданское население, украинских силовиков, повстанцев и 298 пассажиров рейса MH17), 24 778 пострадавших. На ноябрь 2018 года по данным министерства социальной политике Украины количество внутренне перемещенных лиц составляет 1521038 граждан, кол-во уехавших и постоянно пребывающих на тер-ии России лиц по данным МУ МВД РФ составило 2 302 448 человек. Общее же количество населения по данным приведенным экспертами Института Демографии Академии наук Украины сократилось до 32 млн. человек, что говорит об потери Украины от 10 до 12 млн. человек населения бежавших от конфликтов и невозможности самореализовать себя в условиях социально-экономического падения и резкого сокращение ввп на душу населения более чем в 2 раза. Конфликт негативно влияет на фундаментальные права человека, в том числе безопасность, свободу слова и свободу перемещений, а также благосостояние местного населения. В настоящий момент конфликт на востоке Украины является неразрешенным. ООН и все заинтересованные в мирном решении конфликта лица регулярно обращаются к международной общественности с просьбой всячески помочь в разрешении конфликта. Наша организация проводя данную работу ставила цели проанализировать проблематику и нужды населения в зоне военного конфликта и найти недорогое и эффективное решение проблемы с применением высоких технологий.
Связь и доступность интернет
Применение высоких технологий невозможно без возможности подключения к сети интернет. На территории военных действий действуют несколько десятков провайдеров интернет. В большинства компаний проводное подключение осуществляется бесплатно из-за наличия конкуренции. Минимальная абонплата 160 р.мес. при скорости подключения 50 Мбит. Большинство домохозяйств имеют возможность подключения к нескольким провайдерам. Также работают операторы мобильной связи предоставляющие доступ к мобильному интернету стандарта 2-4g.
На этой территории расположено много угольных, металлургических и промышленных предприятий, предприятия лёгкой и текстильной промышленности. Также для этой территории характерна высокая степень урбанизации. Экономики республик находится в стадии активного формирования с момента их образования и эти процессы представляют интерес для учёных-экономистов всего мира.
2.1.1 Гуманитарная помощь.
Пункт 7 - “Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма”.
Важным фактором поддержания и развития жизни населения на юго-востоке Украины является - гуманитарная помощь. С 2014 года десятки стран и международных организаций ведут активную деятельность в предоставлении гуманитарных конвоев на территорию непризнанных республик. Несмотря на это, большинство семей по всей Донецкой и Луганской области продолжают вести «голодный» образ жизни. Проблема доступа населения к гуманитарной помощи осложняется экономической, транспортной, социальной блокадой неподконтрольных территорий со стороны официальных властей Украины. В зонах пропуска на линии разграничения действуют строгие ограничения на ввоз и вывоз товаров, ограничены суммы ввоза наличных.
Уже существуют примеры использования технологии блокчейн в ООН. В январе 2017 года Мировая Продовольственная программа (WFP) успешно протестировала «Building Blocks», ранний эксперимент, который позволил передать пострадавшим из Пакистана продовольствие и наличные деньги WFP через приложение для смартфонов на общественном блокчейне Эфириума. “Технология блокчейн предлагает уникальные возможности для гуманитарных учреждений в том, чтобы обеспечить наилучшую помощь уязвимым людям по всему миру”, – заявили в WFP. В течение нескольких месяцев организация вела эксперимент в Иорданском лагере беженцев Азрак, где при помощи онлайн-платформы более 10 000 сирийских беженцев также получили помощь. Внедрение технологии блокчейн позволило сирийским беженцам покупать продукты питания у местных ритейлеров с помощью биометрического сканирования их глаз, в котором каждая транзакция записывается на блокчейн. Такие подходы к реализации способны устранить многие проблемы, с которыми сталкиваются гуманитарные организации во всем мире: дублирование, расточительность и «вековая проблема коррупции».
Подобные технические решения по преодолению гуманитарного кризиса возможны для реализации на территории ОРДЛО. В качестве варианта интеграции блокчейн-технологий в социальную сферу наша компания предлагает введение “социальных карт” (NFC/RFID) для школьников. Благодаря поставкам гуманитарной помощи из РФ бесплатное питание в школах ДНР получают учащиеся 1-4 классов. Принимая к оплате такие карты в школьных столовых, можно существенно расширить круг лиц которые смогут воспользоваться адресной помощью, применить инструменты прямого международного финансирования. Учитывая легкодоступность оружия для детей в регионе стоит подчеркнуть, что интеграция таких карт в школы возможна в комплексе с пропускной системой, которая может включать средства обнаружения оружия оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов. Такие меры дополнительно обеспечат безопасность детей, а это является одной из самых важных задач ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций оказывающих помощь людям во время военных конфликтов. По таким социальным картам можно существенно расширить круг благополучателей, заключив договор о сотрудничестве с торговыми точками отпускать скоропортящиеся продукты первой необходимости которые невозможно доставить в гуманитарных грузах: молочные изделия, хлеб, скоропортящиеся продукты.
2.1.2 Пункт 8 - Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты.
Одной из ключевых проблем военного Донбасса, является проблема социального обеспечения пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей и других социально незащищенных групп лиц. По информации местного самоуправления (ДНР и ЛНР), на текущий момент в отдельных районах Донецкой и Луганской областей проживают 1 098 889 пенсионеров (в ДНР – 674 165, в ЛНР – 440 835), из них около 702,45 тысячи человек не получают законные пенсии и социальные пособия от Украины. Выплату пенсий и зарплат работникам бюджетной сферы Киев прекратил с середины лета 2014 года. С апреля 2015 года власти непризнанных республик начали самостоятельно выплачивать пенсии жителям, а с мая – и зарплаты бюджетникам. Размер пенсии, выплачиваемой в республиках, сейчас составляет около 45$.
Согласно требованиям украинского правительства, пенсионеры должны выехать на подконтрольную Киеву территорию, получить справку, что они являются внутренне перемещенными лицами, и пройти сложную процедуру верификации личности в Пенсионном фонде, в погранслужбе и в "Ощадбанке Украины", где выдается пенсия. Из-за таких чрезмерных мер возникли коррупционные схемы получения пенсий, за отдельную плату на неподконтрольных Киеву территориях людям предлагают пройти все бюрократические процедуры даже без выезда. Стоимость таких услуг иногда доходит 60-80% от всей суммы выплат. С апреля по июнь 2018 года количество пенсионеров, которые получают выплаты сократилось на 15 процентов. Это связано с ужесточением сроков персональной верификации с 12 до 6 месяцев, а также ситуацией на контрольно-пропускных пунктах между непризнанными республиками и Украиной, на которых работает система «Аркан» для выявления “пенсионных туристов”. Пожилые люди и люди с медицинскими проблемами, подвергаются более высоким рискам смерти из-за состояния здоровья и отсутствия безопасности. Несмотря на множество рисков, пострадавшее от конфликта население и пенсионеры, предпринимают тяжелые путешествия, чтобы попасть на территорию, контролируемую правительством Украины, и получить там свои пенсии. В течении лета 2018 года количество лиц, с которыми случались инциденты, связанные со здоровьем на КПВВ, ежедневно доходила до ста. Условия в Станице Луганской – единственном официальном маршруте пересечения в Луганской области – вызывают особую тревогу. По меньшей мере шесть человек (пятеро мужчин и одна женщина) скончались этим летом, в очередях на КПВВ. Аналогичная ситуация и с другими социальными выплатами: на захоронение, лицам с инвалидностью, матерям одиночкам и другим социально незащищенным категориям граждан.
2.1.3 Пункт 12 (проведение выборов) - На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ при мониторинге со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
Выборы - центральный институт демократических форм правления. Право граждан на участие в формировании властных структур является общепризнанным элементом современного общества.
Участие в выборах - важнейшее конституционное право! Жители Донецкой и Луганской областей с 2014 года фактически лишены этого права. На выборах 2014 года, ввиду полномасштабных боевых действий на территории областей, явка избирателей на внеочередных выборах президента составила: 3,22 % в Донецкой области, 4,79 % в Луганской области. На внеочередных парламентских выборах 2014 года выборы не были проведены и в девяти из 21 округа в Донецкой области и в шести из 11 округов Луганской области. Явка избирателей составила 32.4% и 32.87%. Наибольшую поддержку среди населения этих областей получили “Оппозиционный Блок” и “Коммунистическая Партия Украины”. Впоследствии “Коммунистическая Партия” была запрещена на территории Украины. Оппозиционный Блок распался, часть депутатов осуждены и отбывают наказание, часть находится под следствием.
После принятия в 2015 году закона о выборах местных советов внутренне перемещенные лица, которые выехали из неподконтрольных Украине территорий, потеряли возможность голосовать за депутатов на местах. Несмотря на то, что сам закон не содержал прямой нормы, ограничивающей избирательные права переселенцев, его пункты гласили, что право голоса на выборах всех уровней имеют граждане Украины, достигшие на день проведения выборов восемнадцатилетия и проживающие в пределах соответствующего избирательного округа. Эта трактовка де-юре еще позволяла ВПЛ принимать участие в местных выборах. Но далее закон установил исчерпывающий перечень документов, которые подтверждают место проживания избирателей. Такими оказались паспорт Украины либо временное удостоверение гражданина Украины (для лиц, недавно принятых в гражданство). И вот этот перечень целиком отрезал переселенцев от участия в местных выборов, так как отметка о регистрации места проживания для них проставляется в справку переселенца, а не в паспорт. А сама эта справка не является документом, подтверждающим факт проживания на определенной территории.
Лишение жителей Донецкой и Луганской областей права принимать участие в формировании органов власти всех уровней и быть избранными является грубым нарушением основных прав гражданина Украины, закрепленных в Конституции Украины, а также ряда международных конвенций.
Применение технологии блокчейн является мощным инструментом для проведения выборов, голосований, референдумов. Прозрачность учета, невозможность изменения данных, мониторинг в реальном времени, а также исключение возможности вброса бюллетеней делает процедуру голосования открытой и безопасной. Так в 2018 году выборы с применением данной технологии прошли первые муниципальные выборы в Западной Вирджинии, США. Голосовать можно было откуда угодно без посещения пунктов голосования.
Российские выборы 2018 года также проходили с применением блокчейна. Наблюдатели “Национального общественного мониторинга” в прямом эфире вели параллельный подсчет голосов и явку избирателей, и эти данные подтверждались с помощью технологии блокчейн НОМ и “Международного стандарта доверия” независимой блокчейн-платформы Verifier.
В марте же при поддержке блокчейн-компании прошли президентские выборы в Сьерра-Леоне.
Летом этого года член ЦИК Украины Александр Стельмах рассказал о том, что избирком тестирует систему блокчейн-голосования с помощью сети NEM. Для создания системы использовалось 28 нод, а транзакции осуществлялись с помощью криптовалюты XEM. Кроме того, избиратели могли прикрепить к своему голосу произвольное электронное сообщение, вес которого не должен был превышать 1 Кб. Проанализировав результаты, Стельмах сообщил, что на внедрение такой системы на один избирательный участок потребуется $1227. По его словам, это низкая цена за возможность надежной защиты данных.
Возможность проведения прозрачных выборов в электронном виде избавит людей от возможных рисков связанных с посещением избирательных участков на которых в условиях войны возможны провокации и теракты. Часть населения этих районов вынуждена покидать свои дома в поисках работы за пределами республик. Голосование с помощью мобильного приложения, как это сделали например в Швейцарии в г. Цуг, может существенно изменить ситуацию с правами человека на этих территориях и устранить политический вакуум который образовался после прихода к власти Порошенко.
2.1.4 Пункт 13 (прозрачность мирных процессов) - Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов минских соглашений.
Придать дополнительную динамику мирным процессам можно создав онлайн площадку для всенародного обсуждения шагов по деэскалации конфликта. Подобные сайты в настоящее время не редкость. Энтузиасты создают свои виртуальные государства, с органами управления, демократическим иститутами, выборами, голосованиями, электронными деньгами и даже реальными (напечатанными) паспортами. Преимущество таких виртуальных государств перед реальными в отсутствии бюрократических проволочек присущих многим государствам и международным организациям, скорости принятия решений, массовости, демократичности и прозрачности процессов, в существенном удешевлении переговоров. В случаях с военными конфликтами задержки в принятии решений стоят многих человеческих жизней. Благодаря современному подходу можно существенно повысить количество и качество экспертов привлекаемых для решения проблем, без удорожания мероприятий. Нет необходимости оплачивать представителям сторон перелеты, проживание в отелях и прочие представительские расходы. Работа ведется 24 часа в сутки, 7 дней в неделю и вовлекает всех заинтересованных в мирном решении конфликта лиц. На примере Донбасса можно утверждать, что затягивание мирных инициатив может происходить годами или даже десятилетиями, в случае незаинтересованности одной из сторон. Это ложится тяжким бременем на людей оказавшихся в центре военных действий. Именно эти люди, как никто другой, заинтересованы в прекращении боевых действий. Их мнение должно быть услышано и учтено. У этих людей особенная мотивация. Отсутствие сайта на котором можно было бы посмотреть динамику процессов в минских подгруппах и отсутствие возможности гражданам принимать участие в этих процессах говорит о тайной дипломатии, которая присуща и сегодня в международных отношениях. Необходимость создания подобных площадок диктуется временем.
3. Дополнительные меры преодоления социально-экономического кризиса.
3.1 Майнинг
Доходность этого майнинга зависит от слишком большого количества переменных, самыми важными из которых являются стоимость электроэнергии и качество оборудования. Оборудование для майнинга постоянно совершенствуется из-за чего на рынке всегда есть часть устаревшего оборудования, которое работает на грани экономической эффективности и цена на электричество в данном случае становится базовой. Крупные держатели оборудования постоянно находятся в поисках стран с дешевой электроэнергией.
Точка безубыточности майнинга биткоина при текущей сложности и стоимости электроэнергии в 3,5 рубля за кВт⋅ч составляет $2725, при 4 рублях за за кВт⋅ч — $3088. Периодически в сети происходить падение сложности, этом случае доходность майнинга снова вырастет. Снижение сложности сети происходит из-за отключения устройств, которые работают на дорогой электроэнергии. По мнению экспертов, если курс биткоина продолжит снижаться, например, до $1000, то в сети останется около 600-830 тыс. устройств. В таком случае сложность снизится примерно в 3,5 раза от текущих уровней. Майнинг будет рентабелен при условии стоимости электроэнергии менее 3,6 рубля за кВт/час. Если цена Bitcoin останется на прежнем уровне в ближайшие 3-6 месяцев, сложность сети упадет еще приблизительно на 25%, рентабельность майнинга при цене в 3,5 рубля за кВт⋅ч будет составлять около 15-23% в месяц. Одно устройство Antminer S9i будет приносить около 5800-6000 рублей, расходы составят приблизительно 3760 рублей. Месячная прибыль с одного устройства будет находиться на уровне в 2240 рублей, а при более дешевой электроэнергии доходы будут значительно выше.
В ноябре было отключено от 600 тыс. до 800 тыс. майнеров. Помимо падения стоимости цифровых денег, негатива принес и рост стоимости электричества, в Норвегии, например, оно подорожало в 34 раза, так как для добытчиков криптовалюты отменили льготы, теперь они должны платить по полным тарифам, что делает добычу в этой стране невыгодной.
На территории непризнанных республик находятся две ТЭС – Зуевская 1 270 МВт и Старобешевская 2 300 МВт. Обе электростанции работают на угольном топливе, которое добывают на территории республики. Этих мощностей хватает с избытком, ввиду оттока населения и остановки производств на многих предприятиях. ДНР экспортирует электроэнергию в ЛНР. В республике самая дешевая тарифная сетка на электричество в Европе, что делает республику привлекательной для данного вида деятельности. Стоимость 1КВт электроэнергии для населения составляет 0.0095 у.е.
В настоящий момент из-за падения курса криптовалют большинство майнеров терпят убытки и работают в расчете на долгосрочную перспективу, надеясь на последующий рост в будущем. Часть крупных компаний по добыче криптовалют, в качестве дополнительной монетизации, внедряют технологии позволяющие получать прибыль от выделяемого тепла. Отапливают помещения, ставят оборудование в теплицы.
Наличие дешевой электроэнергии, дешевая рабочая сила и огромное количество пустующих промышленных площадей делают ДНР привлекательной для данного вида деятельности и позволяет рассматривать территорию Донбасса, как комфортную площадку для дальнейшей деятельности крупных майнинговых компаний. Развитие промышленного майнинга может помочь привлечь инвестиции, создать новые рабочие места, способствовать созданию мощной технологической базы, преодолению экономической блокады.
3.1 Краудфандинг - механизмы проведения ICO, польза для НКО, малого среднего бизнеса.
Для малого и среднего бизнеса привлечение денег часто оказывается сложной задачей, в республиках на территориях с военным положением в это практически невозможно. Здесь могут помочь альтернативные источники финансирования — они предлагают большую гибкость и дают доступ к частным и институциональным инвесторам со всего мира. В последние годы в этом вопросе произошла своего рода революция в инвестировании, связанная с появлением сайтов Kickstarter и Indiegogo, а также им подобных. Это лучший способ сбора средств для благотворительных и некоммерческих организаций, школ и неформальных объединений, а также частных лиц.
Краудфандинг — это не новшество XXI века, просто с появлением интернета он стал доступным любому человеку. С начала это был способ финансирования культурных проектов, а затем он начал занимать нишу в финансировании бизнес-проектов и стартапов.
Initial coin offering (ICO) — это один из способов привлечения средств для бизнеса.
Организационная роль блокчейна в инвестировании сегодня огромна. Технология открывает большие возможности для профессионалов в различных областях, и никогда прежде привлечение инвестиций не было настолько доступным для любого энтузиаста. Очевидно, что такая роль будет только усиливаться, а блокчейн-платформы определят новую эру краудфандинга. ICO уже сегодня не ограничиваются проектами, связанными с финтехом, и в отдельных случаях обеспечивают финансирование выпуска новой продукции в реальном секторе экономики.
Преимущества ICO перед платформами для краудфандинга очевидны. Любой желающий может не только инвестировать в развитие проекта, но и получить в собственность актив, торгующийся на бирже. Востребованность продукта будет повышать торговый курс валюты, а значит, приносить собственнику дополнительный доход.
Принципиальное отличие блокчейн-платформы от систем краудфандинга заключается в ценности токена как не только организационной, но и структурной единицы проекта. Выпуск смарт-контрактов выводит развитие продукта на совершенно новый уровень.
Возникают новые модели привлечения инвестиций основанные на токенах DAO, STO, DAICO создаются механизмы эскроу, сжигания, возврата токенов. Огромная конкуренция заставляет действовать по понятным правилам даже без участия регуляторов.
3.2 Стейблкоин - В настоящее время активно развивается два типа токенов: стейблкойны, обеспеченные валютой, и стейблкойны, обеспеченные ресурсами. В мире существует достаточно много крупных компаний, которые разрабатывают свои проекты по запуску таких цифровых активов. Очевидно, что в будущем будут представлять ценность не стейблкойны с брендами отдельных компаний, а мультиресурсные токены. Биржи, на фоне высокой волатильности криптовалют, начинают развивать торговлю стейблкойнами.
В наших условиях оба типа стейблкоинов можно рассматривать для применения. Донбасс обладая природными ресурсами может выпускать токены обеспеченные допустим углем. Такой подход может простимулировать целые отрасли экономики при соответствующем законодательстве и контроле.
Отдельного внимания заслуживают токены обеспеченные валютой. На криптовалютном рынке компании под свои средства на банковских счетах выпускают токены. Наличие средств подтверждается выпиской из банка. Это гарантирует участникам торгов обратный выкуп токена. Международные организации и страны выделяют огромные средства на разрешение этого конфликта и его последствий. С самого начала конфликта деньги выделяют: ООН в долларах США, ОБСЕ в евро, Россия в рублях, Украина в гривне. Под выделенные бюджеты можно создать токены. Такой подход создаст приток частных инвестиций через биржи, что позволит под выделяемые средства запустить механизмы цифровой экономики. Создав стейблкоин под выделяемые средства, организации и страны доноры получат отсрочку в платежах, прозрачность расходования средств и оплату по факту, за выполненную работу.
Доступ населения к мультивалютным стейблкоинам избавит их от высоких комиссионных сборов которые существуют в теневой экономике республики, упростит торговые операции по внешнеэкономической деятельности, избавит от существующих рисков.
Заключение - Блокчейн в условиях развивающихся экономик позволяет повысить эффективность и прозрачность государственных услуг, от образования и здравоохранения до транспорта и таможни. Технология улучшает предоставление государственных услуг для граждан, сделав их подотчетными и конфиденциальными для конечных пользователей. В условиях взаимного непризнания государственных документов обеими сторонами конфликта - создание электронного, независимого документооборота приведет к улучшению положения граждан в зоне военного конфликта на Донбассе. О какой из существующих войн на планете не шла бы речь, проблемы у пострадавших примерно одни. Если на данный момент список конфликтов в которых возможно применение современных цифровых технологий ограничен странами со слабым уровнем развития сети интернет, то в ближайшие годы глобальный интернет имеет все шансы стать по настоящему глобальным. О планах создания глобального-космического интернета в ближайшие 5 лет заявили Илон Маск и Рогозин. Существует необходимость принятия международных правовых норм в отношении юридической значимости записи в такие реестры, принципы регулирования должны основываться на международных правовых нормах и технологическом нейтралитете. Технологии дают возможность создавать электронные площадки, которые позволяют развиваться инновациям и экспериментам в общественном и частном секторе. Социум и интернет непрерывно связаны в современном мире.
Технология блокчейн может внести свой весомый вклад в поддержании международного мира и безопасности, предотвращение вооруженных конфликтов. Запустив предложенные демократические и экономические механизмы человечество может получить эффективный механизм разрешения военных конфликтов.
4. Рекомендации:
Правительству ДНР - рассмотреть возможность создания благоприятных условий для развития цифровой экономики. Создать рабочую группу из представителей министерства финансов, экономики, связи, экономического развития, представителей ЦРБ ДНР.
Правительству Украины - собрать экспертный совет по изучению возможности применения блокчейн технологий в зоне военного конфликта на Донбассе. Обсудить возможности получения государственных выплат на неподконтрольной территории с использованием цифровой валюты, возможность осуществления выборов с использованием технологии блокчейн на неподконтрольных территориях. Возможность доставки гуманитарных грузов на основе международных механизмов. Создание социальной платформы для воссоединения народов Донбасса с возможностью принимать политически значимые решения с использованием цифровой подписи.
ООН - создать экспертный совет по изучению возможности применения технологии распределенных реестров в разрешении военных конфликтов и их последствий. Вынести предложение о использовании блокчейн технологии в мирных целях на востоке Украины на повестку заседаний по конфликту на Украине.
ОБСЕ - рассмотреть возможность финансирования международной рабочей группы по изучению возможности применения цифровых технологий в зоне военного конфликта на востоке Украины. Поставить обсуждение на повестку дня ПАСЕ.
Трехсторонней группе в Минске - создать подгруппу по цифровым технология в разрешении конфликта.
Блокчейн комьюнити - предложить свои разработки которые могут способствовать решению конфликта на рассмотрение трехсторонней контактной группы. Принять активное участие в обсуждении мирных инициатив с применением блокчейн-технологий на всех возможных площадках.
Всем заинтересованным в мирном разрешении конфликта - принять активное участие в обсуждении применения цифровых технологий в разрешении конфликта.
Список источников
Доклад о ситуации с правами человека в Украине (Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека)
https://www.ohchr.org/Documents/Countries/UA/
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ - Тяжелое положение гражданского населения, пострадавшего от конфликта на востоке Украины © Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине
2017
https://www.osce.org/ru/ukraine-smm/300281
«Электронное правительство» ДНР –Денис Пушилин
http://dnr-live.ru/elektronnoe-pravitelstvo-dnr-kommentariy-d-pushilina/
Исследование прибыльности майнинга биткоина. Аналитическая компания Diar.
https://diar.co/volume-2-issue-40/
Привлечение инвестиций в угольную промышленность России: проблемы, перспективы. Шайдуллина В.К. Экономика и экономические науки 2018.
Финансирование ООН. МИД России.
http://www.mid.ru/finansirovanie-oon
Статистика по ICO
https://www.coinschedule.com/stats.html