Найти тему
MarketMedia

Тренд на «Сделано в России»

Ретейлеры и поставщики, работающие в сегменте DIY, говорят о новых трендах: растут продажи товаров «Сделано в России» и запросы на товары со сроком эксплуатации от 15 лет и выше. Нет денег на частые ремонты.


«Очень важный тренд — «Сделано в России». Мы, как производитель, можем утверждать, что продажи продукции, которую мы производим в России, растут опережающими темпами. Если говорить о выводе новинок, то за последние 5 лет вся продукция, которая была нами разработана и произведена в России, составляет сегодня 40% нашего оборота. То есть динамика развития ассортимента говорит о том, что действительно «Сделано в России» — тот тренд, который сегодня является залогом успеха. Наша стратегия — это дальнейшая локализация действующих производств», —рассказала заместитель генерального директора компании Schneider Electric Лилия Гарифулина на форуме в рамках выставки «Мосбилд».

Schneider Electric имеет в России шесть заводов. И ее долгосрочная стратегия — дальнейшее развитие локального производства. «Несколько лет назад мы говорили о том, что вся продукция, сделанная в России, не вызывает доверия потребителей. Сегодня, наоборот, растет степень доверия потребителей к ней. При этом среднеценовой сегмент растет также быстро, как продукция российского производства. И продукция SchneiderElectric, сделанная на заводе «Потенциал» (электроустановочные изделия), популярна не только в России, но и в 20 странах мира», — говорит Лилия Гарифулина.

Свои ковры и унитазы
DIY-сети также подтверждают рост продаж продукции, сделанной в России. Причем речь идет как о российских брендах, так и о торговых марках, принадлежащих международным корпорациям, но которые производятся у нас в стране под руководством материнских компаний.

В немецкой сети OBI наблюдают возрастающий спрос на товары с маркировкой «Сделано в России» практически во всех товарных группах начиная с 2014 года. Особенно это видно по продажам в таких категориях, как плитка, сантехника, напольные покрытия, обои, краски, садовый инструмент и товары для дачи. Доля продукции российских производителей в OBI сильно варьируется в зависимости от категории. Например, в категории товаров для сада порядка 60% продукции произведено в России.В сети отмечают, что качество производства российской продукции во многих товарных категориях, таких как строительно-отделочные материалы и инструменты, вышло на сопоставимый с зарубежными аналогами уровень.

«Локальные производители сейчас активно развиваются, многие зарубежные бренды локализуют свое производство в России, что делает их более конкурентоспособными по цене в сравнении с зарубежными аналогами. Соответственно, мы стараемся иметь эти товары в своем ассортименте, так как видим к ним интерес со стороны наших покупателей», — говорит и.о. директора по категорийному управлению OBI Даниил Карпенко.

Сильные российские производители в категории «Сантехника»:
водонагреватели — ТМ THERMEX (занимает 1-е место по водонагревателям в России)
газовые колонки — ТМ NEVA
санфаянс(унитазы, раковины) — ТМ SANTEK, SANTERI, ROSA, KIROVIT
сантехническая арматура — ТМ «АНИ ПЛАСТ», ТМ «ИНКОЭР»
фильтры для воды — ТМ «АКВАФОР», ТМ «ГЕЙЗЕР», ТМ «БАРЬЕР» (это направление уже почти совсем не представлено импортом в России)
полипропиленовые трубы для водоснабжения — ТМ VALFEX
Полотенцесушители— ТМ «СУНЕРЖА», ТМ «ТЭРА»
Вентиляционное оборудование — ТМ «ЭРА»
Акриловые ванны — ТМ AQUATEK
Источник: сеть «Максидом»

В сети «Максидом» также говорят о том, что тенденция импортозамещения началась после кризиса 2014 года. Из-за взлета курса валют полки магазинов стали медленно освобождаться от европейских товаров и заполняться отечественными аналогами. Крупные производители, размещавшие ранее заказы за границей, нашли мощности в России. Например, в стране производится вся теплоизоляция, много производств обоев и клея (например, компания «Артекс» под Петербургом, «Маяк» под Пензой и т.д.). Аналогичная ситуация — с производством декоративных покрытий, малярно-штукатурного инструмента.

Растут продажи товаров российского производства в таких направлениях, как cанфаянс (унитазы и раковины), канализационные системы, системы водоснабжения, акриловые и стальные ванны, отопительная техника (радиаторы). Начали появляться смесители отечественного производства.

Если говорить о картине в целом, то в «Максидоме» отмечают, что за последние 4 года сокращается доля импортных товаров почти по всем категориям, кроме направления «строительные инструменты» и «скобяные изделия». В отдельных группах скачок спроса на отечественную продукцию наиболее заметный.  Например, доля продаж российских ковров выросла более чем вдвое, продажи отечественных кухонь и складной мебели — стульев, столов, табуретов —выросли на четверть.

«Покупатель и раньше готов был покупать отечественные товары, но их не производили. Предлагались либо Китай, либо Европа (по большей части). Перенос производственных мощностей в Россию сократил логистические расходы, что позволило производителям добиться баланса: цены ниже, чем у Европы, при качестве выше, чем у Китая. А если это еще и известный европейский бренд, который теперь производится в России, то продукт становится наиболее интересным. Цена на него значительно ниже, чем производство того же самого продукта в Европе, при этом есть доверие к ТМ, зарекомендовавшей себя ранее. Но есть и обратная сторона: стал беднее дизайн, заметен дефицит сырья и производителей — их в России не много, как следствие — перебои с поставками товаров», — отмечает член совета директоров «Максидома» Мария Евневич.

«Как правило, если у покупателя есть доверие к бренду, страна производства не имеет значения, но, если речь идет о товаре nonamе, то маркировка «Произведено в России» может стать преимуществом», — считают в OBI.

Примеры европейских брендов, которые производятся в России:
Ostendorf, Cersanit, Jika, Roca, RoyalTermo, Huscarl.
Источник: сеть «Максидом»

Ретейлеры отмечают, что в группе товаров для садоводов все больше выбирают российский ручной инструмент из-за низкой цены. Товары из пластика (горшки, кашпо, мебель, тара) тоже продаются больше российского производства, доля этих товаров на полке выросла, так как закупать из других стран пластик невыгодно из-за высокой стоимости логистики.

А что касается посадочного материала (луковицы, лук-севок, семена), то доверие больше к товарам импортного производства, в первую очередь Голландии. В настоящее время нет крупных производителей таких товаров в России, кроме того, у покупателя сложилось устойчивое мнение, что семена российского производства имеют худшее качество и всхожесть.

Спрос на долговечность
«Растет число запросов на решения, которые дают надежность и долговечность. Взаимодействуя с потребителями, мы видим, как увеличиваются продажи товаров, которые не являются самыми лучшими по цене, но обеспечивают безремонтный срок эксплуатации. Потому что у людей недостаточно денег для того, чтобы часто менять обстановку и делать ремонт. С другой стороны, производители год от года прогрессируют в том, что выводят на рынок очень качественные продукты и решения, которые позволяют обеспечить безремонтный срок эксплуатации. Если мы говорим об инженерных решениях, то срок эксплуатации — это 15-30 лет и более. Соответственно, в отделочных материалах тоже есть такая тенденция», — говорит генеральный директор «Эм-Си Баухеми» Евгений Соколов (сухие строительные смеси, ТМ Plitonit).

Люди ищут долгоиграющие продукты со сроком до 15-20 лет, особенно если это интерьерные или специализированные (кухни, ванны).

«Покупатель ищет продукт, который служил бы как можно дольше, чтобы не переделывать ремонт ежегодно. Особенно перекрашивать не самое простое занятие. Люди ищут долгоиграющие продукты со сроком до 15-20 лет, особенно если это интерьерные или специализированные (кухни, ванны). Хотя тяжело, конечно, держать их качественными все 15 лет», — говорит руководитель по работе с ключевыми клиентами финской компании Tikkurila Милан Гусев.

По словам Лилии Гарифуллиной, сейчас очень ярко видна тенденция по смещению спроса с высокого и низкого ценовых сегментов в средний. «Но в то же время потребители предъявляют высокие требования как по качеству, так и по функционалу к продукции. Опробовав в кризисные времена недолговечное качество товаров низкого ценового сегмента, все меньше тех, кто готов покупать эту продукцию», — отмечает эксперт.