Как только мы слышим слово «цирк», скорее всего, у каждого в голове начинает звучать известный марш «Выход гладиаторов», сочиненный Юлиусом Фучиком. Цирк – это явление родом из детства, способное удивить даже самого закоренелого взрослого скептика. 20 апреля принято отмечать Международный день цирка. Поэтому сегодня мы расскажем о человеке, который решил связать всю свою жизнь с этим искусством. Этого молодого амбициозного нижегородского артиста зовут Павел Синицын, и он – тренер в цирковой студии «Браво».
Куда приехал цирк?
Люди цирковых профессий очень редко появляются из ниоткуда. Запашные, Дуровы, Филатовы и Багдасаровы – всем нам известны эти фамилии, и каждый их носитель с самого рождения рос под красным куполом круглой арены. И семья Павла не исключение.
Его мама всю жизнь горела идеей создать собственную цирковую студию, где она могла бы учить детей этому искусству. В юности она работала униформистом в цирке, то есть выносила части декораций на сцену, поправляла костюмы – в общем, делала самую несложную работу. И только после переезда в Нижегородскую область, в село Дубенское, она воплотила свою мечту в реальность. 24 года назад появилась цирковая студия «Калейдоскоп», а 22 года назад – Павел. Таким образом, все его детство прошло на сцене. Детство ребенка цирковых, который вместо двухколесного велосипеда катался на самодельном моноцикле.
– В цирковую студию я пришел в три года, поэтому успел испробовать на себе кучу жанров, – рассказывает Павел. – Я научился жонглировать, показывать финты на батутах и проделывать трюки с катушками и лестницей.
Нужное под ногами
После окончания школы по примеру старших сестер Павел поступил на факультет физической культуры в Мининский университет.
– Я как-то и не задумывался о своем будущем. Тогда еще вирус цирка не попал в мой организм. Хотя нет, он уже жил во мне, просто пока еще не давал о себе знать. А поступил, потому что необходимо было иметь высшее образование. Но учеба мне нравилась. Все получалось, и это радовало. А еще я мог совмещать занятия с работой. За первые годы учебы я сменил несколько рабочих мест, но все как-то было не по мне. Как выяснилось, то самое лежало прямо под ногами, нужно было только наклониться и взять. И это оказался цирк, – говорит наш герой.
Переломный момент наступил на первом курсе. Тогда Елена, старшая сестра Павла, уже основала небольшой акробатический кружок при 186-й школе. Постепенно спортивная акробатика стала обрастать цирковой оберткой, а обычные номера превратились в настоящие зрелищные представления с использованием лестниц и катушек. На одном из школьных праздников ребята выступили так, что все зрители встали и начали кричать «браво». Так и родилось название будущей студии.
К тому моменту, как Павел стал тренировать детей, цирковая студия существовала уже год. Сестра попросила его помочь, пока она будет находиться в декретном отпуске.
– Ну я и подумал: была не была. С тех пор работу я больше не менял, – поделился Павел.
Воля фантазии
В 2019-м студия будет отмечать уже свой пятый день рождения. Отвечая на вопрос, специализируется ли они лишь на спортивной составляющей, Павел объяснил, что в цирке даже клоун умеет делать сальто, а акробат – смешить людей. То есть цирковой артист – это сборная солянка из множества навыков. Поэтому ученики студии «Браво» учатся практически всему.
– Мы принимаем детей с четырех лет. Первый год обучения малыши всегда учатся только акробатике, а уже дальше осваивают и другие направления. Мы не делим детей по возрастам, потому что в номере может участвовать как 15-летний юноша, так и трехлетняя девочка. Также один номер может сочетать в себе акробатику, гимнастику, фокусы и клоунаду. Но когда ребенок подрастает и мы видим, что у него начинает получаться лучше какое-то одно направление, он уже начинает учиться только ему, чтобы увеличивать свой профессионализм. Цирк – это творчество, в нем нет ограничений, – рассказывает Павел.
Сейчас в студии работают четыре тренера: Павел, его сестра Елена, другая сестра Екатерина и один из лучших жонглеров Нижнего Александр Беглумян. Примечательно и то, что в некоторых номерах участвуют не только дети, но и их наставники, что придает выступлениям еще больше зрелищности. Цирк – это не спорт, в нем можно давать волю фантазии.
Есть место для мечты
На сегодняшний момент для Павла самым запоминающимся выступлением стало торжественное закрытие Олимпиады-2014в Сочи. Из трех тысяч заявок принять участие в самом представлении смогли только 120 цирковых артистов, в том числе и Павел со своими сестрами и мамой.
– Это выступление невозможно описать словами. Это был восторг, ответственность, дрожь. Мы приехали туда за полтора месяца до открытия Олимпиады и начали упорно готовиться. С нами работали братья Запашные, артисты из «Дю Солей» и даже Константин Эрнст, и это бесценный опыт, – поделился с нами Павел. – Когда я впервые вышел на репетицию в самом «Фиште», у меня закружилась голова, настолько это было впечатляюще. Но зато на самом выступлении все волнение как рукой сняло. Мы отточили наши действия до автоматизма. Это незабываемое событие. Разве что только мысль о том, что оно, наверное, никогда больше не повторится, добавляла немного доброй печали…
После поездки в Сочи Павел загорелся идеей выступать в большом цирке. Он даже отправил резюме в известный цирк имени Юрия Никулина. Спустя какое-то время ему пришел положительный ответ с приглашением на работу. Однако в таком случае ему пришлось бы уехать из Нижнего на год, а то и больше, оставив учебу, студию, родных и свою, на тот момент еще будущую, жену.
– Жизнь циркового артиста на самом деле не так проста. У циркачей нет дома. Тогда я понял, что пока не готов к такому пути, но готов давать возможность пройти по нему другим, – улыбаясь, сказал Павел. – Своей главной мечтой я назову выход на глобальную «арену» цирковых команд. Я вместе с нашим коллективом хочу создать большую, сильную театральную постановку и отправиться в тур по миру. Все предпосылки к этому есть, ведь мы живем в городе, в котором был построен первый стационарный цирк России! Нижний Новгород – это город цирка, а цирк – это то, что есть в душе каждого.
Дарья КРАЕВА
Фото Андрея АБРАМОВА и из личного архива Павла Синицына