Кто внимательно следил за циклом "Мир страха" в нашем издании, уже имеет более-менее четкое представление о ситуации вокруг хоррора кинематографического и виртуального, хотя мы и пробежались по тому и другому мельком. Самые проницательные, наверное, уже догадались — тот же фокус свершится с литературой ужасов.
Horror: Begins
Как и в случае с кино и интерактивными развлечениями, время появления хоррора в литературе относительно. "Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого", — так начинает Говард Ф. Лавкрафт свое эссе "Сверхъестественный ужас в литературе". В самом деле, ведь в свое время многие мифы и легенды внушали людям отнюдь не радость и блаженство. В фольклоре любых народов найдутся мрачных сказки или рассказы. Боги, привидения, ведьмы — все, что пугало людей, чего не понимали, находило отражение в устном народном творчестве.
В начале первого тысячелетия до нашей эры в Междуречье обитал интересный народ — халдеи. Они создали из клинописных табличек сборник заклинаний против демонов. Правда, туда еще вошли всяческие лечебно-магические наставления и астрологические расчеты, но нам это не важно.
В Средневековье огромное значение в укреплении мнения о существовании магических, демонических сил имеет труд Шпренгера и Инститориса, двух немецких монахов. Книга, написанная ими, которую, к слову, затем одобрил даже папа римский, называлась "Молот ведьм". В ней подробнейшим образом классифицировались ведьмы, детально описывались они сами и приемы их колдовских действий. А также способы их уничтожения, назвать которые гуманными пальцы не поворачиваются. Епископ Жан-Пьер Камю, живший семнадцатом веке, продолжит тему в своих романах, в которых расскажет о вселявшемся в людей сатане.
Еще позже — от восемнадцатого века отсчитывая — в фольклоре обосновалось множество мистических, таинственных историй, очень ярких, начавшихся неожиданно для всех и так же неожиданно, без ужасающих финалов закончившиеся. Из такого разряда легенда о Звере из Жеводана, таинственном, адском волке, наводившем ужас на одну из провинций Франции. Одна из вольных версий была рассказана в мистическом триллере "Братство Волка". Во время переселения в Америку пуритан, под давлением религиозного, цивилизованностью Старого света и догм, привезенных оттуда, и дикостью Нового, рождаются такие труды как "Священная война", "Судный день", "Жаждущий грешник" и множество иных работ, чьи названия говорят сами за себя. В XVIII — XIX вв. появляются писатели, которые заложат фундамент жанра ужасов и мистики, сформируют общие архетипы, сюжеты и прочее — все то, на чем в будущем станут основываться большинство произведений авторов хоррора.
Age of Gothic
Восемнадцатый и начало девятнадцатого веков считаются по праву золотым временем готической литературы, от нее-то и берет начало литература ужасов как таковая. Истории о загадочных средневековых замках, населенных привидениями, чудовищами и остальной мистикой, писались и раскупались почти как пирожки. Конечно, началось все не сразу.
Наиболее ранними из известных произведений, относящихся к этому жанру, считаются творения Горация Уолпола, сына премьер-министра, а именно — "Замок Отранто", на который вдохновил автора его собственный кошмарный сон.
Ему на смену пришли Анна Рэдклиф, Мэтью Г. Льюис, Уильям Бекфорд. Их звездные часы имели место намного позже Уолпола, в период относительного застоя готической литературы. В то время как десятки книг были своеобразными вариациями того же "Замка Отранто", книги этих авторов дали некий новый виток в развитии жанра.
Также читайте нашу статью об истории ужасов в кинематографе