Стас Иванов, наш автор и заботливый папа ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, рассказывает о своем опыте взаимодействия с учителями сына, о том, чем именно они могут помочь, чтобы уроки с СДВГ-ребенком проходили спокойнее и продуктивнее для всего класса. О том, как он сам помогает ребенку с домашними заданиями, Стас рассказывал здесь.
Прежде чем у Михи появилась Ольга Валерьевна, у нас была Анна Владимировна, а до нее еще Евгения Всеволодовна и заслуженная Валентина Егоровна. Заслуженный педагог вытерпел нас две четверти и вежливо, как только мог, предложил перевести Михея в другой класс. Следующие полгода мы пытались сдружиться с Евгенией Всеволодовной, старательно выговаривали ее имя, еще не подозревая, что его вскоре тоже придется забыть. Анну Владимировну выговаривать оказалось гораздо проще и учиться с ней было поприятнее и поспокойнее, но в конце второго класса она уехала в другой город. Вот тут-то и появилась Ольга Валерьевна… На первом же родительском собрании-знакомстве она попросила всех родителей хорошенько подумать и написать на листочке особенности обучения своих детей. Была какая-то стандартная анкета, но она настаивала именно на том, чтобы родители подумали об индивидуальных особенностях. Прямо так и сказала: «Может быть, ваш ребенок лучше усваивает информацию, если рисует каракули во время объяснения, или медленно все делает, или наоборот торопится и не старается проверять написанное, до слез волнуется перед контрольными… Напишите это. Я, конечно, со временем пойму тип обучения ваших детей, но вы мне сэкономите время и дадите возможность их лучше понять и подобрать нужные ключики». Кажется, в тот момент я увидел нимб над головой у новой учительницы…
Мы настолько привыкли ко вздохам и осуждающим взглядам со стороны взрослых на детских площадках, в поликлиниках, в магазинах, в кинотеатрах (в музеи вообще пока не ходим!), в транспорте и в школе, что предложение учителя рассказать об особенностях обучения детей выглядело чем-то фантастическим. Потом я подумал, что это же должна быть нормальная практика для учителя, чему тут удивляться. Но именно жизненный опыт, доказывающий частые исключения из этого правила, и впечатлил такой простой человечной вещью.
У меня был, пожалуй, самый большой список. Я так думаю. Я включил в него все моменты, которые вызывали головную боль у предыдущих учителей: и то, что любит грызть карандаши до хруста на весь класс, и то, что часто просится выйти, потому что не может долго сидеть на одном месте, и то, что отвлекается на каждый шорох, и недоделывает задания, устраивает бардак на парте, внезапно прерывает учителя, и что ему нужен помощник, поэтому со мной просто необходимо держать связь, ведь Миха не всегда даже записывает домашнее задание, не доносит просьбы, не сообщает об устно данных замечаниях…
Ольга Валерьевна позвонила через пару дней после собрания и попросила нас с сыном встретиться на территории школы. Был май, мы уже сдали учебники и официально первый день вышли на каникулы. «Просто приходите с Мишей в класс, я хочу увидеть его, подумать, что можно сделать до начала учебного года, а вы заодно поможете мне стулья подтянуть - они скрипят». Несколько таких встреч с предпросмотром Мишки в дальнейшем очень сильно помогли. У Ольги Валерьевны, кстати, ни одна мышца на лице ни разу не вздрогнула при мысли, что у нее в классе будет СДВГ-шник. Вот это выдержка! - восхищался я.
Оказалось, что Мишка обожает помогать в классе. Он с радостью выполнял несложные - и главное, недолгие - поручения: полить цветы, собрать магниты в одно место на доске, раздать тетрадки и листочки одноклассникам, выключить свет для просмотра презентаций… Ольга Валерьевна всегда находила ему какие-то дела, связанные с мелкими перебежками. Даже воду разрешала ему ходить пить в коридор к фонтанчику, а не из кулера в классе, а еще покормить рыбок в аквариуме на переменке, переставить книжки и настольные игры на полке так, как хочется, протереть пыль на подоконнике, а уж про приклеивание бумажных снежинок и голубей на окна рекреаций вопрос вообще не стоял - Мишка радостно бегал от парты к парте, от класса к классу и подавал аккуратным ребятам заготовки.
В параллели все уже давно знали, что Миша «шебутной», только в третьем классе за это его перестали шпынять и ворчать по примеру взрослых. Ольга Валерьевна задавала тон и в поведении остальных детей к Мише - она не кричала на него, не выставляла белой неудобной вороной, которая всех отвлекает, но спокойно и твердо повторяла, что ему нужно делать, а еще ненавязчиво просила других ребят о помощи: «Кирилл, Оля и Миша надувают шарики, остальные вырезают голубей», «Оля и Миша, сходите, пожалуйста, на первый этаж за мелом». Понятно, для чего нужна ответственная Оля - вместе с ней у Миши всегда гораздо меньше шансов отвлечься на запах из столовой или на картины, развешанные по всему коридору.
Ольга Валерьевна посадила его за первую парту в центральном ряду, а жалюзи на первом окне держала прикрытыми во время уроков. Они пропускали свет, но не давали сыну отвлекаться на пролетающих мимо ворон (в буквальном смысле), следы от самолетов, ветер и дождь, многоэтажки напротив. А на первой парте он был нужен по многим причинам. На первой парте его легче было контролировать и вовремя вернуть к работе, как только он начинал отвлекаться: «Миша, выполнять надо вот это упражнение (указание пальцем в учебнике)», «Миша, не забудь подчеркнуть линейкой подлежащее и сказуемое», «Миша, сейчас будем решать задачу»…
В классе очень часто звучало «Миша!», но это «Миша!» было качественно другое, нежели все предыдущие «МИШИ!». Не отчаянное, не гневное, а обычно такое, почти домашнее. Ольга Валерьевна наладила с ним невербальную связь: например, она трогала его за плечо, и Миша понимал, что надо быть потише, ей не нужно было для этого прикрикивать на него. Или опиралась на его парту ладонью, и Миша понимал, что надо перестать копаться в своих вещах и слушать учителя (хоть эффект и не длился долго).
Еще она сделала для всего класса замечательную штуку, которая оказалась идеальной и для Мишки в отдельности. Ольга Валерьевна распечатала несколько пиктограмм крупного размера и разместила их в определенной последовательности на магнитной доске. Эти пиктограммы обозначали стадии уроков. Уроки ведь по большому счету ведутся по стандартным схемам, так что иногда требовалось только убирать или добавлять нужные этапы. Детям нравились эти пиктограммы, и они всегда понимали на какой стадии урока сейчас находятся, какие из них уже сделаны, сколько осталось. Вот такие были разные пиктограммы, которые Ольга Валерьевна комбинировала под свои уроки: «вспоминаем, что изучили», «слушаем новую тему», «решаем задачу», «пишем диктант», «учим правило», «делаем упражнения», «записываем домашнее задание». Чтобы дети в любой момент времени осознавали этап урока, на соответствующую пиктограмму накладывался большой красный магнит. Мише Ольга Валерьевна часто напоминала смотреть на магнитную доску с пиктограммами, чтобы он лучше понимал, что делаем сейчас и что будем делать дальше. Это давало Мише возможность внутренне подготовиться к следующему этапу и не выпадать из процесса.
По совету Ольги Валерьевны мы сдали все школьные учебники и закупили свои собственные. В своих учебниках Мише разрешалось подчеркивать яркими текстовыделителями нужные примеры и упражнения, зачеркивать сделанные и, если совсем невтерпеж, рисовать там смешные рожицы на полях. Да и сама Ольга Валерьевна отмечала в них своей красной пастой задания на дом, подчеркивала вопросы, на которые нужно ответить или подготовить доклад, прикрепляла степлером дополнительные задания, списки и прочее. Это так облегчало нам всем жизнь! Мы знали, что нужно делать, а Миша не обвинял нас в том, что мы придумываем ему задания на ходу.
С оральной стимуляцией мы справляемся при помощи специальных насадок на карандаши и ручки, которые сделаны из прочного пищевого силикона. И еще на всякий случай у Миши есть с собой жевательный кулон. Ольга Валерьевна пыталась переключить внимание Миши на сенсорные манипуляторы, которые можно мять в руках, но он упорно возвращался к карандашам и ручкам.
«Тут уж ничего не поделать, придется подстраиваться под оральную гипочувствительность вашего сына, - с улыбкой сказала она однажды. - Жевательные резинки на уроке не разрешу, а вот колпачки пусть себе тихонько грызет»… При том разговоре я стеснялся, как ребенок, но все же промямлил: «Простите, Ольга Валерьевна, но почему вы так добры к Мише? Так внимательны… Простите, я не хочу вас обидеть, вы наш подарок, честное слово! Но мы не привыкли к такой терпимости». Ольга Валерьевна старше меня совсем ненамного, может, года на три, но в тот момент она посмотрела на меня так хитро и так мудро, как умеет делать, кажется, только моя бабушка. «Знаете, - вздохнула она. - Возможно, я и не была бы столь внимательна к Мише, и не знала бы так много о детях с синдромом гиперактивности, если бы у меня у самой не было такого ребенка». - «У вас… тоже?!» - «Да, восьмиклассник уже, учится в нашей же школе». Мне захотелось задать миллион вопросов сразу, но я выбрал самый главный, который сильно волновал всю семью по умолчанию: «И как он сейчас? В восьмом классе уже, наверное, все хорошо?». - «Ну вы же такой умный папа! - засмеялась Ольга Валерьевна. - Полегче, конечно! Он подстраивается, приспосабливается. Но дети с СДВГ превращаются в подростков с СДВГ, а потом во взрослых с СДВГ… В каждом возрасте свои проблемы, не такие бурные и очевидные как в начальной школе, но они есть. А Миша… Знаете, когда мой сын был в Мишином возрасте, я не понимала всей картины. Часто ругала его, не осознавая, что его вины на самом деле нет… - Ольга Валерьевна замолчала, грустно улыбнулась, а потом все-таки сказала то, что далось ей труднее всего: - И когда я кладу руку на плечо вашему сыну, то вспоминаю, как не делала этого для своего…»
Следующий год последний, когда Ольга Валерьевна будет в жизни моего сына. Я очень надеюсь, что сейчас больше учителей, понимающих детей с СДВГ-синдромом, чем те же восемь лет назад. Я очень надеюсь, что нам повезет встретить таких учителей как Ольга Валерьевна еще не раз. А пока все, что могу сделать я - обратиться к сердцам учителей. Чем может помочь учитель ребенку с СДВГ? Пониманием. Из которого и вырастут все эти и другие простые решения…
Стас Иванов