За последние пять лет в женском одиночном катании было немало прекрасных программ. Вспомните хотя бы Вагнер с «Мулен Ружем», Костнер с олимпийским (2014 г.) «Болеро», Липницкую с «Девочкой в красном пальто» и «Мегаполисом», изумительную «Мы. Верим в любовь» Медведевой и её же «Анну Каренину», «Шехерезаду» Анны Погорилой, Загитову с «Дон Кихотом»… В основном программы эти демонстрировали российские фигуристки.
Но в этом сезоне происходило что-то невероятное. Если у мужчин проблема выбора лучших программ и прокатов минувшего сезона заключалась в скудости «материала», то у женщин всё наоборот: такого количества великолепных программ и прокатов на моей памяти еще не было. Это же взрыв какой-то.
Самое же примечательное, что подавляющее большинство этих программ поставлено Даниилом Глейхенгаузом, а исполняют их фигуристки «Хрустального».
Выбрать лучших оказалось невероятно тяжело. В итоге у меня остались восемь коротких, девять произвольных программ, и впал я в глубокую задумчивость. Они все мне все нравятся, за исключением короткой программы Кихиры, но и в ней столько достоинств, что игнорировать невозможно – она точно в этой восьмерке. Программы Лизы Туктамышевой осенью были как-бы и не совсем программами, но на WTT она такое выдала, что мимо не пройти. Милому ребенку Камиле Валиевой лет-то всего 12, но программа и исполнение уникальны…
Короткая программа
Лучшая программа сезона по замыслу (Этери Тутберидзе), реализации замысла (Даниил Глейхенгауз) и демонстрации задуманного на льду – Камила Валиева, «Девочка на шаре».
Воплотить на льду, в движении картину художника, холст, да еще настолько достоверно, до сей поры не удавалось никому. Работа постановщика гениальна, а исполнительница абсолютно точно передает на льду настроение шедевра Пикассо.
Второе место для меня безусловно принадлежит Анне Щербаковой: «Предчувствие любви» Ричарда Клайдермана, постановка, как вы понимаете, Даниила Глейхенгауза.
Здесь важна не только программа, но и настроение, с которым чемпионка страны эту программу исполняет. На мой взгляд, попадание в образ стопроцентное.
Великолепная программа в великолепном исполнении Алины Загитовой третья, и третья только потому, что меня «Призрак оперы» уже достал… Его уже столько народу катало, что в таких количествах мюзикл Эндрю Ллойда Вебера, который когда-то так мне нравился, вызывает идиосинкразию)))
Нисколько и ни в чем не уступает Загитовой программа Алёны Косторной, поставленная Глейхенгаузом на композиции Макса Рихтера. И программа великолепна, и исполнение.
А дальше еще четыре программы, каждая из которых по-своему хороша, и как-то расставить их по ранжиру я не могу.
Александра Трусова, саундтрек «Убить Билла (Kill Bill)». Даже без четверных Саша выдает такую энергетику, такой напор, что её выступление смотришь не отрываясь.
Брейди Теннел, одна из лучших фигуристок мира. В «Rebirth (Возрождение)», в постановке Бенуа Ришо, Теннел точно передает характер оригинальной музыки. Сложная композиция, да и просто нравится мне эта фигуристка.
Рика Кихира, «Лунный свет» Дебюсси. Ни музыка, ни композиция оригинальностью не поражают. Настроение программы перекликается с программой Щербаковой, однако ничего более серьезного, чем детская радость в ожидании будущего дня за ней не просматривается. Это тоже неплохо, а 3А придает программе дополнительный вес.
Еще месяц назад мне и в голову бы не пришло включить программу Елизаветы Туктамышевой в число лучших. Но танго «Мистера и миссис Смит» за месяц преобразилось: Лиза похудела, прибавила скорости, наполнила довольно пустую программу своей энергетикой, и она, программа, зазвучала совершенно иначе.
Вот то лучшее что мы увидели в минувшем сезоне в коротких программах женского одиночного катания. Ничуть не менее сложным оказался и выбор произвольных программ.
Произвольная программа
При всей моей нелюбви к бессмертному творению Жоржа Бизе, «Кармен» в исполнении Алины Загитовой великолепна. Вистов ей добавляет и то, что Алина безупречно исполнила её в самый решающий момент, на чемпионате мира. Исполнила после нескольких месяцев неудач – ведь «Кармен» покорилась ей всего дважды, в самом первом исполнении и в самом последнем.
Столь же безоговорочно вторая Александра Трусова с саундтреком из «Пятого элемента», разбавленным фрагментами двух композиций Томоясу Хотэя.
Программа абсолютно убойная, чётко в стиле Трусовой.
Третье место я бы разделил между двумя фигуристками.
Алёна Косторная, произвольная программа которой представляет собой «компот» из саундреков «Ромео и Джульетты» разных лет. Надо сказать, что и «компот» очень удачный, и катается Алёна прекрасно.
Анна Щербакова, Камиль Сен-Санс, Интродукция и рондо каприччиозо. Прежде всего, мне очень нравится нарезка музыки, постановка, и очень нравится катание Щербаковой.
Понятное дел, обе программы поставил Даниил Глейхенгауз. И кто после этого попытается оспорить утверждение, что именно он сегодня лучший хореограф в мире в женском одиночном катании!
За этим квартетом еще пять прекрасных программ, пройти мимо которых не могу. Но и не могу расположить их «в порядке убывания». Они здесь в произвольном порядке.
Уже не раз писал, что произвольная программа Брейди Теннел мне нравится с начала сезона. Девушка немного недотягивала по технике, но на WTT у неё всё получилось, и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке Бенуа Ришо безусловно в числе лучших программ сезона.
И еще одна программа Бенуа Ришо в числе лучших: Каори Сакамото ПП, саундтрек «The Piano» Майкла Наймана. Очень интересная программа, к тому же у Каори великолепное скольжение, прекрасные прыжки, что усиливает впечатление от программы.
Элизабет Турсынбаева, «Otoño Porteno (Осень Портено)» Астора Пьяццолы в постановке неугомонного Даниила Глейхенгауза. Технически программа очень сложная, причем не только прыжки, а связки, дорожки, то есть вся хореография. Смотреть программу интересно. А если вспомнить, что и как катала Элизабет год назад – интересно вдвойне.
Возможно, кто-то удивится, но Евгения Медведева тоже здесь. И тоже Астор Пьяццола, но в постановке Дэвида Уилсона. Назвать музыку оригинальной (как и у Турсынбаевой, к слову) – погрешить против истины. Либертанго по десятку в сезон видим, а когда и чаще. Техническая сторона тоже… не совсем… Так чем берёт? Харизмой. Вот уж этого у Жени не отнять.
Елизавета Туктамышева «You Don't Love Me» Каро Эмеральд со вставками из «Горячих сардин» и «Кошачьих царапин» – всё в тему. Постановка Татьяны Прокофьевой (?).
Здесь могу только повторить то, что сказал о короткой программе Лизы. Правда, произвольная её программа интересней короткой, а уж сама Лизавета катается в ней как купается.
Всё. Всех пересмотрел, разложил, разобрал и получил массу удовольствия от воспоминаний о прошедшем сезоне. Теперь будем ждать новостей к новому, а совсем скоро, в августе, начнётся юниорский Гран-при. Время летит быстро…
***
Убедительно прошу моих читателей не забывать подписываться на канал и делиться публикациями в соцсетях. Разумеется, если публикации им нравятся и интересны. Вы помогаете каналу развиваться