Найти тему
Финансист-News

Центробанк начнет собирать списки номеров россиян: для чего и почему?

Оглавление

Вчера в сети появилась информация о том, что до конца мая Центробанк планирует собрать все номера телефонов клиентов кредитно-финансовых учреждений. Стоит отметить, что для обработки будут запрошены только те номера, которые используются для приёма входящих звонков от клиентов. Полученные номера будут проверены и рассортированы на два списка – «черный» и «белый». Представители ЦБ сообщают, что это вынужденная мера, которая необходима для того, чтобы нанести удар телефонным мошенникам, при этом обезопасив простых граждан. Но все ли так просто и прозрачно? Из-за подобной инициативы могут пострадать ни в чем не виновные россияне. Как? Читайте в нашей статье!

Инициатива наказуема. Кого накажут первым?

Сотрудниками Центробанка был подан на рассмотрение проект защиты граждан от активизировавшихся телефонных мошенников. Инициатива предусматривает сбор номеров в единые списки с целью предотвращения «нежелательной» коммуникации с менеджерами горячей линии российских банков. Письмо с предложениями "О противодействии кредитному мошенничеству" было разослано всем кредитно-финансовым организациям, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ. Номера из так называемого «белого» списка будут переданы официальным представителям операторов связи, дабы облегчит им задачу по блокировке вызовов от мошенников.

Фото: © Pixabay
Фото: © Pixabay

Данное нововведение является неотъемлемой частью комплекса мероприятий, нацеленного на борьбу с массовой кражей денег у клиентов. В последнее время участились случаи, когда воры меняют номер телефона человека, и после этого совершают звонок в банк и получают информацию о балансе и совершенных недавно операциях. С помощью такой информации мошенники без труда могут позвонить жертве и под видом представителей банка выманить у него CVV-коды и другие конфиденциальные данные.

— Как правило, мошенники с помощью подмены номеров узнают данные о состоянии счёта, которые находятся практически в свободном доступе у банков. Для получения этих данных не требуется какая-либо идентификация, чем и пользуются мошенники. Вот уж действительно случай, когда информация правит миром, а здесь — чужими деньгами, — рассказала Лайфу аналитик компании "ФинИст" Ирина Ланис.

Кроме того, по её мнению, в случае использования сим-карт есть небольшая вероятность, что мошенники станут использовать собственные номера. В таком случае, как правило, используются "левые" sim-карты, которые без особого труда можно приобрести в подземных переходах метро у «черных» торговцев.

— В таком случае мы можем увидеть и обратную реакцию, когда при подозрении на мошенничество с одного номера будут заблокированы номера, зарегистрированные на этого же человека, хотя пользователь не имеет отношения к мошенникам. При подобной блокировке также возможны последствия для нового владельца. После того как номер побывал в так называемом "отстойнике", что бывает, как правило, от шести месяцев до полутора лет, на вас может перейти чужое клеймо мошенника. Наиболее рациональным решением было бы ловить таких мошенников, а не делать попытки преградить им путь, который они с успехом могут обойти, — добавила Ирина Ланис.
Фото: © Shutterstock
Фото: © Shutterstock

В свою очередь заместитель директора информационно-аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова уверена, что самым эффективным способом борьбы с телефонным мошенничеством была бы совместная работа банков с операторами связи сообща.

На плечи операторов сотовой связи должна лечь ответственность за распространение и использование личных номеров и сим-карт абонентов третьими лицами. Заметив неладное, задачей банка станет блокировка подозрительных операций и их предотвращение.

— Если банки возьмут на себя не свойственную им функцию по разработке, например, некоего программного обеспечения, позволяющего блокировать ещё и сомнительные телефонные номера, то это может привести к массе издержек для клиентов банков: начиная от роста, например, комиссий за какие-либо операции (ведь банкам надо будет отбивать затраты, разработка такого софта стоит дорого) и заканчивая тем, что возникнет риск отказа клиенту в обслуживании по телефону, а также через мобильный банк и интернет-банк, — объяснила Наталья Мильчакова.

А операторы – против

Журналисты издания «Лайф» обратились к операторам за комментариями инициативы Центробанка. В компании "Билайна" сообщают, что не видят в составлении «списков» особой эффективности. По словам сотрудника оператора сотовой связи, предлагаемый комплекс мер не позволит решить проблему или хотя бы снизить количество случаев краж. Для этого необходимы более комплексные и сложные технические решения и гораздо больше времени на подготовку.

Кстати, в МТС отказались давать хоть какие-то комментарии относительно инициативы Центробанка, сославшись на то, что это "целиком и полностью недоработанная история". Что бы это ни значило.

Полное интервью по ссылке: https://life.ru/t/технологии/1209293/tsb_sostavliaiet_tieliefonnuiu_knighu_bankov_chiem_eto_ghrozit_obychnym_abonientam