Здесь, дорогие читатели, вы узнаете о коварстве рычага усилителя мощности и о том, что система координат может вращаться вместе с головой.
В Советском Союзе школа была трудовой и политехнической, а не то, что ныне. Это значит, что в старших классах мы получали рабочую профессию. В сельской школе такой профессией для мальчиков – и девочек по желанию – была профессия тракториста. Кстати, о девочках. Моя одноклассница, абсолютно круглая отличница, за все 40 четвертей не получившая ни одной оценки «четыре», обладательница уникального каллиграфического подчерка, тоже решила обучаться искусству вождения стальных коней. На всех соревнованиях, вплоть до областного, она лучше всех пахала, дисковала, бороновала и культивировала. Почему она затем наступила на горло своей внутренней Паши Ангелиной неизвестно. Но это к слову.
Тракторы, уважаемые читатели, чаще всего колёсные или гусеничные. Школьный колёсный трактор «Беларусь» имел пенсионный возраст, но был вполне бодр, ну, как я сейчас. Гусеничный трактор ДТ-54 был же просто ветх. Один запуск его требовал мужества и стечения благоприятных обстоятельств. После положенных открываний, нажиманий, переключений и наматываний, требовалось дёрнуть за шнур на маховике пускача. Удачей было, если сначала пускач, а затем и основной двигатель, выбросив облако сажи, начинали работать! Чаще требовались следующие попытки. Не удивительно, что тракторист умел молиться на выхлопную трубу, совершать заклинания и разговаривать с трактором ненормативной лексикой. У неофитов желания работать на стальном коне это не прибавляло. Партия об этом знала, и в школу пришёл новенький ДТ-75М!
Пересаживались ли вы, уважаемые читатели, с «Волги» на «Бентли»? Нет? Я тоже, но ощущения были те же! Блестящий и пахнущий краской богатырь! Одно перфорированное искусственной кожи сидение ДТ-75М завораживало! Он заводился, не чихнув, не поперхнувшись, с полуоборота! И вот я на месте тракториста, а рядом учитель.
Учителем по предмету «Трактор» был пожилой и уважаемый бывший директор и историк. Мы выехали со школьного двора и направились на полигон. Там я совершал повороты, развороты, езду назад и прочие уроки. В конце, стукнув учителя об стекло, пару раз завращался вокруг оси. Вращался ли, послушный вашей воле, небесный купол над вашими головами, уважаемые читатели?! Нет? Тогда сядьте и завращайтесь в многотонной махине трактора! Сядьте! И вы испытаете то, чего никогда не испытывал человек ещё каких-то лет сто назад. Но всё завораживающее быстро заканчивается, и мы с учителем поехали на стоянку.
Путь до школы лежал через небольшой подъём в горку. На подъёме я решил включить усилитель мощности. Потянув небольшой рычаг, никаких изменений не почувствовал. Это и не удивительно, поскольку усилитель мощности включается при больших нагрузках, вроде вспашки целины. После подъёма на горку до школьного двора оставалось проехать несколько сот ровных метров. Поддав газу, я решил отключить усилитель, но рычаг не опускался. Вместе с учителем мы начали борьбу с непослушным рычагом. И тут я поднял глаза…
У нашей нетиповой школы были широкие, высокие и низкорасположенные окна. В одно из них я уже почти въезжал! Было видно, как беззвучно орущие ученики выбегали из-за парт, как их более шустрые одноклассники давились у двери. Впереди была Помпея, в которую я скоро должен был частично въехать!
Сознание ещё только начало ужасаться, а тело уже закончило движение трактора! Учитель стукнулся головой ещё раз. Сдав назад и развернувшись, я быстро уехал от греха подальше. Мы вышли из кабины, учитель поднял сиденье, взял небольшую кувалду и, смачно ударив, вернул рычаг усилителя мощности на место. Стало понятно, что ветхий ДТ-54 тоже терял здоровье частями.
Вождению на колёсном тракторе обучал уже колхозный инструктор. Надо было провести сцепку с прицепом. С первой попытки не получилось, трактор нужно было двинуть чуть вперёд и по команде инструктора остановить движение. Повернувшись лицом к прицепу, я включил скорость и начал отпускать педаль сцепления. Трактор резко сдал назад, вздыбливая дышло! Хорошо, что для остановки требовалось лишь утопить педаль сцепления в пол! Мгновение промедления, и мастер мог быть раздавлен! Но ужаса не было. Было удивление. Никогда я не видел подобного прыжка человека с места в высоту! Приземлившийся и позеленевший лицом, мастер, очевидно, досматривал проносившиеся кадры собственной жизни. Я лепетал, что обернувшись, перепутал, и включил заднюю скорость вместо передней. Объяснения его не интересовали. В прострации, лёгким взмахом руки он отогнал меня от трактора. Лицо мастера на глазах из зелёного становилось иконописным, на человека явно начинала сходить благодать.
Где-то через неделю нам выдавали удостоверения тракториста-машиниста 3-его класса. Вместо подписи мастера в них стояли закорючки. Мастер на вручении документов не присутствовал. Он продолжал праздновать второе рождение.
А какую профессию в школе получили вы, дорогие современники и современницы? Пишите в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, друзья!