Найти тему
1-LiNE

Тоска по столичности

С легкой руки Александра Усса и Сергея Ерёмина тема «столичности» Красноярска стала одной из долгоиграющих фишек в наших пластинках.

Фото: Часовня Параскевы Пятницы, TripAdvisor
Фото: Часовня Параскевы Пятницы, TripAdvisor

Воспринимают, правда, все её по-разному. Для кого-то она ассоциируется с внешними атрибутами – современной инфраструктурой, чистотой улиц, красивой подсветкой мостов и зданий. Другие вкладывают в «столичность» более глубокое содержание, в частности, подразумевая высокое качество человеческого капитала и наличие реальных возможностей для самореализации. Оба эти подхода друг другу не противоречат. Важнее другое – насколько эти мечты «приземляются» на нашу местность.

Справедливости ради заметим, что тема столичности Красноярска ассоциируется для жителей краевого центра не только с нынешним начальством. Дискуссии велись еще в начале нулевых, после появления в стране федеральных округов. Как известно, тогда Москва предпочла сделать административным центром Сибири Новосибирск, что вызвало у некоторых красноярцев резонный вопрос: «Почему не мы?» Подоплека того решения лежала больше в политической склонности. Кремль недолюбливал и опасался тогдашнего красноярского губернатора Александра Лебедя, а потому решил сделать столицей СФО город на Оби, а не на Енисее.

При Александре Хлопонине, правда, наш регион котировался в федеральном центре выше Новосибирска, что позволило одержать ряд серьезных лоббистских побед, вроде выигрыша права на создание в Красноярске Сибирского федерального университета. Однако дискуссии на тему, кто в Сибири «главнее» и «столичнее», продолжаются до сих пор. Новых дровишек в давние споры подкинул Дмитрий Медведев на Зимней универсиаде-2019, отдав пальму первенства Красноярску. Впрочем, новосибирцы Анатолий Локоть и Виктор Толоконский не преминули возразить премьеру. Так что тема «кто - круче» по-прежнему остается открытой.

Но всё же дело не только и не столько в административном статусе. В Европе качество жизни во многих «нестоличных» городах ничем не уступает административно - политическим центрам и по этому поводу никто особо не комплексуют. В России ситуация другая. В столицах денег на порядок больше и соответственно больше возможностей поймать за хвост птицу удачи. В этом смысле красноярцам не стоит тешить себя иллюзией догнать когда-нибудь по качеству жизни Москву или Санкт-Петербург. Эти мегаполисы находятся в другой весовой категории. Отношение к ним со стороны федеральной власти всегда будет другое.

Но с другими российскими миллионниками конкурировать за «столичность» Красноярску необходимо хотя бы для того, чтобы сохранить темпы развития. Конкурировать, в первую очередь, за человеческие и финансовые ресурсы. В этом контексте губернатор и градоначальник задают правильные ориентиры. То, что борьба за высокие стандарты качества жизни началась с самого простого – наведения порядка в нашем доме – не беда. Конечно, при желании все позитивные изменения последних месяцев в Красноярске можно объяснить «универсиадской кампанейщиной» и желанием «не ударить в грязь лицом» перед руководством страны. Надеюсь, что дело не только в этом.

Чтобы стать по-настоящему столичным городом, красноярцам придется одновременно решать несколько сложнейших задач. Во-первых, понизить уровень напряженности стратегических проблем – экологической, транспортной и градостроительной. Во-вторых, по максимуму использовать конкурентные преимущества – серьезный научно-образовательный потенциал, мощьфинансово-промышленных компаний, работающих на территории региона и энергию красноярской молодежи. Задачи трудные, но при наличии мозгов и политической воли вполне выполнимые.

Александр Чернявский