При неисправности системы зажигания и впрыска в двигателе появляется детонация, которая может привести к серьезным проблемам, вплоть до полного выхода из строя силового агрегата.
Неправильная работа системы зажигания или использование некачественного топлива способно привести к так называемой «детонации в двигателе» , то есть самопроизвольному воспламенению топливно-воздушной смеси в цилиндрах. В результате появляется заметная дрожь мотора, который теряет часть своей мощности, а в редких случаях двигатель может полностью выходит из строя, требуя замены поршней и цилиндров. Чаще всего такая детонация возникает при резких нагрузках, когда водитель нажимает педаль газа до упора или двигается на автомобиле под горку. Разберем поподробнее причины возникновения детонации и возможные способы ремонта двигателя.
Причины появления детонации
Выделяют пяти основных причин, по которым возникает детонация в двигателе. В каждом конкретном случае необходимо определить причину проблем с мотором, устранить имеющиеся неисправности, что позволит предупредить серьезные поломки и упростит эксплуатацию автомобиля.
Неправильный состав топливно-воздушной смеси. Оптимальный состав топливно-воздушной смеси будет зависеть от особенностей конкретного двигателя, температуры окружающей среды, моментальной нагрузки на мотор и ряда других показателей. В современных автомобилях автоматика самостоятельно регулирует соотношение воздуха и топлива, позволяя обеспечить правильную работу силового агрегата. Однако при наличии различных неисправностей автоматика может неправильно готовить такую смесь, что приводит к преждевременному возгоранию или же детонации под существенной нагрузкой.
Неправильно выставленный угол зажигания, или положения ремня ГРМ также может привести к детонации двигателя. Изменение зажигания приводит к сдвигу давления и момента поджигания топлива, соответственно появляются перебои в работе силового агрегата, а, в конечном счете, возникает детонация, которая способна полностью вывести из строя двигатель. Владельцу машины необходимо будет проверять состояние зажигания, в особенности на старых карбюраторных автомобилях.
Распространенной причиной появления детонации двигателя является использование некачественного топлива с низким октановым числом. Сегодня не редкость такая ситуация, когда на заправках под видом 95 или 98 бензина продают топливо, октановое число которого с помощью дополнительных присадок увеличено с 92 до более высоких показателей. Как результат, у двигателя с таким бензином появляется выраженная детонация и так называемый стук пальцев, что в последующем приводит к ещё большим проблемам и серьёзным поломкам силового агрегата.
На форсированных двигателях, в которых имеется высокая степень сжатия топлива, необходимо в обязательном порядке использовать высокооктановый бензин, что позволяет обеспечить правильную работу мотора, предупреждая параллельно появление детонации. Именно по этой причине сегодня, когда большинство производителей переходят на мощные турбированные высокофорсированные двигатели, требуется использовать 98 бензин, который дорог и не всегда имеется на заправках. Как результат, автовладельцы экономят на бензине, что приводит к детонации и другим поломкам двигателя.
Последствия детонации
Многие водители уверенны, что детонация в двигателе приводит лишь к появлению неприятного стука и не имеет каких-либо других неприятных последствий для силового агрегата. Однако, в действительности, такое неправильное сгорание топлива и существенное увеличение давления может привести к полному выходу из строя мотора. Поэтому автовладельцам в обязательном порядке, как только появятся такие проблемы с двигателем, необходимо обращаться на профильные СТО, выполнять диагностику и устранять имеющиеся неисправности мотора.
Минимальные детонации, которые часто выражаются в виде стука пальцев, приводят к разрушению масляной пленки, в результате чего возникает повышенный износ, двигатель работает посуху, и буквально через 10-20 тысяч километров пробега появляются серьезные неисправности, а мотор требует замены блока цилиндров и поршневой группы.
В результате детонации возникают ударные волны, увеличивается рабочая температура, что приводит к общему перегреву двигателя, в результате чего может поплыть не только головка блока цилиндров, но и другие несущие элементы мотора. Чаще всего от детонации страдают свечи зажигания, которые перестают правильно работать уже буквально через 200-300 километров пробега авто. Стоимость комплекта таких свечей может быть сопоставима со стоимостью ремонта двигателя, поэтому следует сразу же обращаться в специализированные мастерские и устранять стук пальцев.
Правильный ремонт двигателя
При первых признаках детонации автовладельцу необходимо будет сменить заправку, заливая в бензобак исключительно качественное топливо, в качестве которого он полностью уверен. Если подобное не принесло каких-либо результатов, мотор всё также троит, отмечается выраженная детонация, то необходимо доставить машину в сервис для выполнения соответствующей диагностики. Мастер на основании данных с компьютерного блока управления может определить причину детонации и в максимально короткий срок устранит имеющиеся поломки.
Регулировка зажигания и впрыска не представляет особой сложности, при этом стоимость такой работы будет не слишком высока. Однако, если в результате длительной эксплуатации автомобиля с такими неисправностями погнуло поршни, то стоимость ремонта на современных двигателях может достигать 200-300 тысяч рублей и более. Поэтому автовладельцу не следует затягивать с обращением в сервис, отправляясь на СТО уже при первых симптомах подобных неисправностей.
Профилактика детонации
Основной профилактикой появления детонации двигателя является своевременное сервисное обслуживание и грамотный сервис двигателя. Если автовладелец вовремя обращается в сервис, заменяет свечи, проводит проверку впрыска и зажигания, то в большинстве случаев каких-либо проблем с таким неправильным сгоранием топлива не возникает.
Также необходимо позаботиться об обязательном использовании качественного бензина. В особенности это касается владельцев современных высокофорсированных турбированных автомобилей, в которые можно заливать исключительно 98 высокооктановый бензин. Любая экономия на топливе приведёт в последующем к необходимости прочистки впрыска и ремонта всего силового агрегата.
Выводы
Под детонацией двигателя принято понимать самопроизвольное или раннее возгорание топливно-воздушной смеси в цилиндрах. Подобные проблемы могут возникать по причине неправильного зажигания, протечкам впрыска или же из-за использования некачественного бензина. Автовладельцу уже при первых признаках таких поломок необходимо обращаться в сервис, выполнять диагностику и соответствующей ремонт, что позволит избежать серьезных поломок мотора, восстановление автомобиля после которых потребует серьезных финансовых затрат.