Найти тему

Двужильной не стала, девушкой с веслом не стояла

Про Зою Космодемьянскую знают все. Смерть комсомолки, описанная центральными изданиями, вызвала всплеск патриотизма среди молодёжи и прилив ненависти к захватчикам. О повешенной в тот же день в соседней деревне её подруге Вере Волошиной ходили совсем другие легенды.

Спортсменка, комсомолка, красавица

Вера Волошина родилась 30 сентября 1919 года в семье шахтёра и учительницы в посёлке Щегловск. Ныне он вошёл в черту города Кемерово. С начальной школы Вера росла умницей и красавицей, занималась гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла городской чемпионат по прыжкам в высоту.

В 1935 году Волошина вступила в ряды Ленинского комсомола. В 1936-м девятиклассница написала заявление отправить её добровольцем на гражданскую войну в Испанию, но ввиду несовершеннолетия ей отказали. Закончив полный курс средней школы, с аттестатом зрелости и стопкой грамот и дипломов за спортивные успехи на руках, Вера в 1937 году приехала в Москву и поступила в Государственный центральный институт физической культуры.

На первом курсе всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией. Однако сибирские корни не стали залогом здоровья. На зимние каникулы Волошина с другими студентами отправилась в зимний спортивный лагерь под Серпуховом и там серьёзно простудилась. Поскольку Вера старалась не показывать, что больна, и продолжала тренироваться, получила серьёзные осложнения на ноги. Продолжительное лечение не принесло результатов, и с учёбой в физкультурном институте пришлось завязать. Вера нашла в себе силы начать всё сначала. Летом она вернулась в Москву, и вместе с друзьями-кемеровчанами поступила в Московский институт советской кооперативной торговли. Перейдя в сентябре 1940 года на третий курс, она стала параллельно курсантом Московского аэроклуба имени Чкалова. В течение учебного года освоила управление самолётом И-153, любовно прозванным лётчиками «Чайкой», и совершила несколько прыжков с парашютом. В июне 1941-го Вера сдала сессию и с однокурсницами была направлена на производственную практику в подмосковный Загорск (ныне – Сергиев Посад). В выходной решили посетить музей. По дороге зашли в универмаг и купили Вере белое шёлковое платье. Её избранник – одноклассник по 12-й кемеровской школе и близкий друг, участник советско-финской войны, орденоносец-краснознаменец, ставший впоследствии Героем Советского Союза (посмертно) Юрий Двужильный (1919 —1944) предложил выйти за него замуж. В городе девушки узнали, что «вероломно, без объявления войны…», и жизнь переменилась.

Другая жизнь

Сначала студентов направили на рытьё окопов и противотанковых рвов на дальних подступах к Москве. В начале октября Волошина добровольно вступила в Красную Армию и была зачислена в войсковую часть №9903 разведотдела штаба Западного фронта, в которой готовили группы разведчиков и диверсантов для работы в тылу врага.

На своё первое задание Вера ушла 21 октября в район станции Завидово Октябрьской железной дороги в Тверской области, на границе с Московской. В течение месяца ещё шесть раз Вера в составе группы уходила за линию фронта, выполняла задание и возвращалась в расположение части.

21 ноября в тыл на временно оккупированную территорию уходили две боевые группы по 10 человек. Первой руководил Борис Крайнов. Второй, в которой были Волошина, Космодемьянская и 15-летний Николай Морозов — Павел Проворов. Группе Крайнева была поставлена задача уничтожить 9 деревень. Группа Проворова получила задание в течение 5-7 дней сжечь как можно больше мест дислокации немецких солдат, располагавшихся в деревнях Анашкино, Петрищево, Ильятино, Пушкино, Бугайлово, Грибцово, Усатново, Грачёво, Михайловское, Коровино.

После перехода линии фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно, но при переходе попали под прицельный обстрел и разделились произвольно. Зоя ушла в сторону Петрищево, а Вера – по направлению к Якшино и Головково, но вновь была обстреляна, наткнувшись на немецкую засаду. Спасались кто как может. Тяжело раненную Волошину товарищи оставили на поле боя, посчитав убитой, а вернувшись на следующее утро, не нашли её ни живой, ни мёртвой.

До 1957 года диверсантка красноармеец Вера Волошина считалась без вести пропавшей, однако благодаря журналисту Георгию Николаевичу Фролову, изложившему результаты своего поиска в книге «Вера Волошина», увидевшей свет в 1964 году, мир знает, какую мученическую смерть приняла она, и где покоится её тело. Жители деревни Головково рассказали тогда журналисту, что Вера 29 ноября 1941 года была повешена, и описали её казнь: «Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с чёрными крестами на рукавах, залезли на машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, цепляясь одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита – висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом стала по-нашему. Я, говорит, не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите! И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
– "Интернационал"?
– Да, эту самую песню. А немцы стоят молча и слушают. Офицер, что командовал, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шоферу и дал команду: трогай с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видно, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи!" Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит».

До середины декабря тело Веры висело на придорожной иве. Только после оставления Головково врагом его сняли и похоронили. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в соседней деревне Крюково Наро-Фоминского района. После войны в немецких архивах были найдены фотографии, на которых, с большой долей вероятности, запечатлена казнь Веры Волошиной.

В тот же день в десяти километрах западнее Головково, в центре деревни Петрищево была повешена диверсантка Таня, в которой мать Зои Космодемьянской опознала свою дочь. Справедливости ради надо сказать, что сразу несколько матерей признали в покойнице своих дочерей.

Красивая легенда

В 1935 году скульптор и художник Иван Дмитриевич Шадр (потому что из Шадринска, тот самый, чей «Сеятель» был выбит на советском золотом червонце, наст. – Иванов, 1887–1941) получил госзаказ на создание серии скульптур для строящегося в Москве Парка культуры и отдыха имени Горького. Легенда гласит, что в бассейне Института физкультуры он присмотрел студентку Веру Волошину, которая среди остальных двадцати натурщиц попала в мастерскую художника и стала моделью легендарной статуи «Девушка с веслом». Статуя была установлена у главного входа ЦПКиО в окружении фонтанов, а её бесчисленные тематические копии и подобия вскорости появились в парках всего Советского Союза.

Придумал легенду скульптор Александр Васильевич Грубе (1894—1980), вылепивший в 1966 году по фотографии гипсовый бюст Веры. Это он «пустил в народ», что Волошина, якобы, позировала Ивану Шадру для статуи «Девушка с веслом». Подхватил её писатель Овидий Горчаков, сам бывший разведчик, в повести «По следам подвига» (1980): «Так у Веры появилось множество гипсовых близнецов в парках культуры и отдыха, на водных станциях, на стадионах. Так Вере ещё при жизни всюду в стране поставили памятники…»

Это легенда. На самом же деле Шадр создавал первый вариант «Девушки с веслом» в 1934—1935 годах, когда Волошиной было 15-16 лет, и она никак не могла быть студенткой. Вера впервые приехала в Москву в 1937 году, когда оба варианта «Девушки с веслом» Шадра уже существовали. Кроме того, статуя была полностью обнажённой, что исключает позирование пусть и лихой, но несовершеннолетней девушки.

Слепок сделан с другой натурщицы, которой была гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). А тиражировались для садово-паркового наполнения вообще работы другого скульптора – Ромуальда Ромуальдовича Иодко. В июне 1937 года он встретил 20-летнюю студентку вокального факультета Мерзляковского училища Валентину Крылову, которая стала его музой до конца жизни. Его «девушки с веслом» были в закрытых купальниках и держали весло в левой руке.

***

В 1966 году матери Веры Волошиной вручили орден Отечественной войны I степени, к которому, благодаря журналистскому расследованию, была представлена дочь. А 6 мая 1994 года президентом России Б.Н. Ельциным был подписан Указ о присвоении Вере Даниловне Волошиной звания Героя Российской Федерации.