Вместо сортировки ТКО регоператоры рассылают квитанции умершим
Немедленная реализация имеющихся полномочий Росприроднадзора приведет к остановке деятельности всех региональных операторов по обращению с ТКО и закрытию всех мусорных полигонов не только в Башкортостане, но и в России целиком. Платежки за вывоз мусора в адрес давно умерших людей – вина Госдумы и Курултая республики. Сортировка мусора является целью реформы ТКО, но до нее пока даже не добрались. Таков оказался лейтмотив круглого стола по первым итогам мусорной реформы в Башкортостане, прошедшего в рамках Экологического форума на ВДНХ-Экспо в Уфе. Мероприятие прошло без участия первых лиц четырех региональных операторов по обращению ТКО в республике: за пять минут до его начала пришло известие, что мусорные боссы только что вышли от врио главы Башкортостана Радия Хабирова и не в состоянии адекватно реагировать на окружающую действительность. Пока они пили корвалол и приходили в себя, на стороне бизнеса выступили его контролеры.
«Все понимали, что мы не готовы. Не готова нормативно-правовая база, не готовы регоператоры, не готов субъект. Но точно так же все понимали, что откладывать нельзя. Чем больше откладываем, тем больше уходим назад и хороним идею в принципе», – заявила исполняющая обязанности главы регионального управления Росприроднадзора Ольга Янчук, анонсируя «заупокойное» обсуждение первых итогов мусорной реформы в Башкортостане.
По словам Янчук, она получила поручение прокуратуры о проведении проверок регоператоров (в Башкортостане это ООО «Эко Сити», ООО «Дюртюлимелиоводстрой», МУП «Спецавтохозяйство» Уфы и ООО «Экология Т») в январе, хотя еще в декабре прошлого года они даже не приступили к работам. В результате нарушения были найдены у всех четверых, но даже не это самое серьезное. Куда более остра проблема незаконных свалок: на все Зауралье – один лицензированный полигон, пробег до него превышает 200 км, а свалка в Сибае и вовсе закрыта по решению суда, но продолжает функционировать благодаря отсрочке.
Не лучше ситуация и в центре республики. «В Салавате вообще непроектная свалка. В черте города! В Стерлитамаке тоже в черте города. Это незаконные свалки, есть поручение президента ликвидировать все свалки в городской местности. Особенно меня удивляет здесь Салават – в пяти километрах имеется большой полигон, но туда не возят. Почему? Очевидно, коммерческие интересы отдельных лиц», – полагает председатель Союза экологов республики Александр Веселов. Эксперт рассказал, что в Кармаскалинском районе люди вообще сами привозят мусор на полигон, «потому что им так сказали» – и при этом платят за его вывоз регоператору.
Регоператоры, в свою очередь, жалуются на низкий сбор средств с населения. Единственный из них доехавший до ВДНХ, заместитель директора «Спецавтохозяйства» Ринат Биккинин сообщил, что в сельских районах его области деятельности за январь удалось собрать 0%, за февраль 13%. Люди же возмущены тем, что платежки иной раз приходят в адрес давно умерших людей. Регоператоры винят в этом законодателей: они обращаются в УФМС, но та по закону не может разглашать им персональные данные. В результате базы регоператорам пришлось формировать самостоятельно. «По друзьям собирали», – вздыхает Веселов.
При этом сниженные по требованию Хабирова тарифы на вывоз мусора делают работу регоператоров нерентабельной, а обратиться за компенсацией выпадающих доходов они, по словам председателя Госкомитета по тарифам Светланы Бурдюк, смогут только по итогам года, а получить ее в тарифах 2021-2022 годов. Самый простой в данной ситуации выход – просто закрыть всю лавочку, благо законодательные возможности имеются.
«Вопросы, которые ставим мы, надзорный орган, способны похоронить это нерожденное дитя прямо сейчас. Потому что то, что находится в наших полномочиях, мы должны пресекать прямо сейчас на корню и немедленно приостанавливать и запрещать. В то же время мы понимаем, что если мы сейчас реализуем все имеющиеся у нас полномочия, то не будет ни регоператоров, ни реформы, а будет страна, заваленная мусором, который просто никому не нужен. Наш орган стоит перед очень большой дилеммой: как нам в этой посудной лавке не перебить всю посуду и не обрушить всю ситуацию», – сокрушается Янчук.
«До вопроса сортировки мусора мы даже дойти сейчас не можем. А ведь официальная цель реформы в этом и заключается – чтобы каждого мотивировать сортировать мусор, чтобы это было экономически выгодно», – полагает депутат Курултая республики, председатель реготделения Российской экологической партии «Зеленые» Руфина Шагапова.
В Минприроды полагают, что необходимо возвращаться к советским методам – причем не репрессивным, а стимулирующим. Например, вернуть залоговую стоимость за стеклянные и пластиковые бутылки, как было в СССР. А практику взимания дополнительных сборов с бизнеса считают порочной. «Экологический сбор – это, по существу, скрытый налог для населения. Уплачивают его предприятия, но они с удовольствием включают это в цену товара. И опять страдает карман населения», – считает член Общественного совета при Минприроды РФ, экс-замминистра природных ресурсов РБ Филюс Яхин.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.