Блестящий спич Волочковой на «Эхо Москвы» поистине достоин вхождения в современные учебники истории. Без него рассказ о жизни России в 10-20-х гг. XXI века будет, на мой взгляд, прискорбно неполным. Что может быть лучшей иллюстрацией упадка государства, чем представительница т. н. «элиты», которая обвиняет в тотальной бедности и упавшем ниже плинтуса уровне жизни самих бедных граждан?
Само выступление вполне ожидаемо вызвало тонны негатива – хотя мне казалось, что расшевелить россиян хамством уже попросту невозможно. Наша великая и неподражаемая балерина за последние дни получила столько нецензурных угроз и оскорблений в свой адрес, сколько не получала за все последние годы. Оно и понятно: на голубом глазу обозвать значительную часть сограждан алкоголиками и бессовестными бездельниками – развлечение с последствиями. Речь Волочковой действительно прозвучала очень пренебрежительно и с апломбом, но это более чем объяснимо. Дело в том, что в данном случае мы можем наглядно наблюдать то, что я называю «синдромом Глацких». В нашей стране имеется небольшая прослойка населения, которая добилась успеха исключительно благодаря государству. Эти люди смогли бы состояться в жизни только в тех условиях, которые создала действующая власть. А потому они искренне не понимают, почему этой властью кто-то недоволен. Не понимает Ольга Глацких, не понимает Анастасия Волочкова. В их картине мира никто не может претендовать даже на минимальные блага от государства просто так, потому что сами они отдали для этого годы жизни и труда: Глацких - в спортзале и впоследствии на олимпийской арене, Волочкова – у балетного станка и на сцене, а затем занимаясь унизительной и крайне неблагородной деятельностью по поддержанию известности собственной персоны. Она на самом деле никак не может взять в толк, что миллионы нищих в России – нищие вследствие проводимой руководством политики, а не по той причине, что «не могут ничего, кроме как пить и курить» (с). И уж тем более немыслимо для балерины, что президент, только при власти которого она сумела достичь вершин успеха, пусть и сомнительного, каким-то образом в этой политике замешан. Они будут стоять до конца за существующее положение вещей – потому что только в этом случае им обеспечена благополучная и сытая жизнь.
Другая отличительная черта этих наших патрициев – непоколебимая убежденность в собственной полезности для страны. Волочкова почитает за высшее благо для всех нас, что она «светит своим лицом за Россию» (с). Расшифровать эту странную фразу трудно, но, по всей видимости, речь идет о том, что Волочкову все знают и, следовательно, в этом ее великая заслуга. Ольга Глацких, надо полагать, в душе считает такой заслугой завоеванные ею медали. По их разумению, известность и медали дают им полное право считать людей, не обладающих ни тем, ни другим, вторым или даже третьим сортом. Теми, кто не имеет права претендовать ни на какую поддержку. Таковы патриции и отношение их к нам, плебеям. В таком разрезе нелепый, на первый взгляд, перформанс Волочковой обретает логику и смысл. Правда, ситуация от этого лучше не становится.