Ингвар Бергман, 1957
=================
Говорят, шедевр. Всякий интеллектуал и киноман обязан восторгаться. А у меня какое-то двойственное чувство. Ну не близка мне тема богоискательства в его христианском изводе. А если вынеси эти скрепы за скобки, так остается просто история из средневековой жизни, красиво снятая, но вполне ужасная по сути.
Визуально совершенны несколько сцен – эти кадры всегда и цитируют, говоря о фильме. Это где рыцарь на берегу моря играет в шахматы со Смертью, пожалуй, завтрак на траве с молоком и земляникой, -- и даже не знаю, что еще. Но вся эта красота отходит на задний план, как подумаешь, что они творят.
Наш рыцарь все время занят разговором с тараканами в своей голове. И совершенно спокойно проходит мимо молоденькой ведьмы, которую собираются сжечь ни за что, ни про что. Его интересует только, как найти дьявола – типа он-то точно знает, где прячется бог. А спасти девчонку мысль ему даже не приходит! Потом, когда встречают ее второй раз уже перед казнью, он только интересуется зачем же ей руки переломали! И из гуманных соображений дает ей какое-то зелье, чтоб не так больно было поджариваться на костре. Хотя и стражи там кот наплакал, довольно было шугануть их и дело в шляпе. Оруженосец его – тот нормальный чувак, он предлагал такой план, но господин не одобрил. Сожгли девчонку, ироды.
Как водится в средневековых пьесах, есть там и бродячие актеры. Очаровательная семейная пара и их малыш. После разных перепетий они встречаются с рыцарем и угощают его молоком и земляникой – такой классный летний денек, прямо ощущаешь все это валяние на траве, солнышко, простая еда… А тут снова Смерть к нему со своими шахматами. И спрашивает так ехидно – а что, эти трое с тобой ночью через лес поедут? – Чувак, включи мозги! Иди один, не накликивай беду на других!
Нет же! Наш доблестный рыцарь собирает целую толпу с собой на ночную прогулку, аж восемь человек! Что, скучно одному помирать? В общем, однажды ночью на привале… короче до него дошло, что Смерть заберет и всех его спутников. И стал он играть практически в поддавки, чтоб вовлечь ее в азарт. А тем временем циркачи со своим малышом смылись. Потому что папаша их был тоже умом тронутый и видел ангелов – и ангела Смерти тоже. А остальным настал капец. А кто слушал – молодец.
Что хотел сказать нам режиссер своим фильмом? Я не понял. Нет, конечно объяснялки я почитал, по логике понятно, а согласия с автором нет.
Кстати, а знаете откуда появилась идея фильма? Однажды Бергман увидел фреску, на которой Смерть играет в шахматы, впечатлился, написал небольшую пьеску для своих студентов, причем сделал столько ролей, сколько их было в группе. А потом сделал из этого фильм и прославился. Публика любит многозначительные высказывания с богословским подтекстом.
Понравился ли мне фильм? Да. Стильно, интересно, местами смешно и совсем не страшно. Есть о чем подумать – несмотря на все сказанное мной выше. Можно ведь свое думать, а не то что думал автор.