Всем известно, что «браки совершаются на небесах». Не все, конечно, есть и такие, что совершаются и на земле нашей грешной, но вот у древних шумеров браки совершались и не на земле, и не на небесах, а в недрах шумерской бюрократической машины, которая была очень сильной и влиятельной во всех городах – государствах Древнего Междуречья. А как же иначе? Есть письменность (клинопись), есть масса материала для записей (глина), почему же не задокументировать все, что было, есть и, возможно, будет в пределах родного государства. Да и пример есть с кого брать. Боги же записывали все!
Был, например, у древних шумеров «специальный» бог-писец по имени Набу.
Так вот, этот самый бог записывал все, что уже было и, что будет. То есть вел, по сути, учет судьбы каждого человека и мира в целом. Даже загробная жизнь каждого человека была задокументирована тоже «специализирующейся» на этом деле богиней подземного мира по имени Белет-цери (Гештинанна). Она вела строгий учет поступающих в подземный мир душ умерших людей и, тщательно записывала на глиняных табличках имя усопшего и «приговор», который был вынесен ему за дела его прижизненные.
То есть, действительно, боги записывали все! Поэтому не отставали от них и люди. Всем известно, что «без бумажки, человек -…», в общем знаете кто. А вот если есть какая-то запись, то «появляется» и человек. То же самое касалось (касается и сейчас) и брачных отношений. Если отношения между мужчиной и женщиной не зафиксированы письменно, значит и нет никаких отношений, то бишь брака. А вот если есть глиняная табличка с записью о браке, значит брак есть, даже если муж и жена не встречались ни разу в жизни.
Первые законы Древнего Междуречья о браке были записаны на глиняных табличках более четырех тысяч лет назад в царствах Эшнунны и Ларсы. Глиняные таблички с этими законами сохранились до наших дней. Судя по этим табличкам жители Ларсы, например, имели возможность заключать браки по любви. Причем, влюбленные могли просто сбежать от родителей и, … согрешить! Но было и обязательное условие. Родители не должны были знать о этом побеге. После совершенного побега, жених должен был прийти к родителям невесты и сообщить о случившемся (о грехе, разумеется). Это и являлось основанием для свадьбы. Но, если «побег» был совершен с ведома родителей, то, в этом случае, юноша мог отказаться от женитьбы, так как в законе о браке об этом было записано, что «похититель» должен был поклясться именем бога, что родители девушки были осведомлены о подготавливаемом побеге и грехопадении заранее. Представляете, какой простор для фантазии любителей часто менять невест был открыт в Междуречье четыре тысячи лет назад? Однако только условиями вступления в брак законы о браке не ограничивались. Фактически все важные стороны взаимоотношений в браке были достаточно подробно расписаны. Но, о них, в следующей статье.
А сейчас, дорогие друзья, если статья вам понравилась, поставьте «палец вверх».
Поделитесь ею с друзьями.
Подпишитесь на канал «Школа-Дома», впереди еще много интересного.
Благодарю вас за внимание!
До новых встреч!