Найти тему
Мода в книгах

Как Набоков сравнивает Лолиту с... фламинго

Приветствую вас на своей страничке, посвященной изображению модных платьев в классической литературе, и сегодня я снова о Набокове.

Есть в романе одно сравнение, которое вызвало у меня бурю восторга.

"Я готов рассмотреть вопрос, может ли она облачиться в первое бальное платье (воздушное, розовое - в котором тонкорукая тринадцатилетняя или четырнадцатилетняя девочка выглядит как фламинго).

Дело в том, что в другом романе, написанном за двадцать лет ДО "Лолиты", Набоков уже описывал нечто похожее... Но давайте по порядку.

Выкройка платья для первого бала, конец 1940-х гг
Выкройка платья для первого бала, конец 1940-х гг

Выкройка розового бального платья, второй половины 1940-х годов. Судя по миниатюрному размеру, платье для девочки-подростка
Выкройка розового бального платья, второй половины 1940-х годов. Судя по миниатюрному размеру, платье для девочки-подростка

Бальные платье 1940-х годов (напомню, что время действия романа 1947 - 1952 год; упоминание о розовом платье относится к учебному году 1948/1949) подразумевали пышную юбку, длину в пол, декольте, открытые руки и иногда - открытые плечи. Если у бального платья были рукава, закрывающие плечи, то чаще всего они имели форму фонарика. Именно соотношение тонких девичьих рук и пышной юбки/пышных рукавов-фонариков наталкивает писателя на забавное сравнение с фламинго.

Иллюстрация к статье с заголовком "Ученые выяснили, почему фламинго стоят на одной ноге".
Иллюстрация к статье с заголовком "Ученые выяснили, почему фламинго стоят на одной ноге".

Но в тексте "Лолиты" Набоков не впервые использует сравнение с фламинго. И если в "Лолите" речь о пропорциях, то в "Подвиге" речь о цвете. "Подвиг" - роман Набокова, написанный в период 1930 - 1932 гг, а описание Сони относится к 1920-му году. Но только ли в цвете дело? И не специально ли автор нарядил Соню в розовый, чтоб... подчеркнуть тонкорукость и лёгкую непропорциональность юной девушки?

"Мартын не выдержал, высунулся в коридор и увидел, как Соня вприпрыжку спускается вниз по лестнице в бальном платье цвета фламинго, с пушистым веером в руке и с чем-то блестящим вокруг черных волос"

Розовое нарядное платье работы Мадлен Вийоне: иллюстрация Барбье и деталь самого платья; 1920 год
Розовое нарядное платье работы Мадлен Вийоне: иллюстрация Барбье и деталь самого платья; 1920 год

В руке Соня держит пушистый веер - скорее всего, из перьев.

Веер из страусовых перьев, принадлежавший Уоллис Симпсон, будущей герцогине Виндзорской.
Веер из страусовых перьев, принадлежавший Уоллис Симпсон, будущей герцогине Виндзорской.
Нарядные платья, 1921 год
Нарядные платья, 1921 год

И, наконец, мода начала 1920-х (не путать с серединой!) подразумевала юбки если не пышные, то уж точно не узкие (как это будет чуть позже). Юбки могли быть многоярусными или иметь несколько слоёв, могла собираться в сборки у талии. И при этом длина уже уменьшалась, уже показались из-за края подола голени - такие непривычные для восприятия. И, да, по сравнению с широкими юбками, они могли казаться тонкими... ну, конечно, не как у фламинго, но...

Впрочем, это не единственное пересечение, переходящее из текста в текст. У Набокова бывают довольно устойчивые образы. О них читайте в другой раз.

Другие мои статьи о том, как одета Лолита, вы найдете здесь и здесь.

Ставьте лайки - они повышают мне настроение))) Спасибо!