Найти в Дзене
Александр Удалов

Мертвое озеро Чангадана.

Выхода «Мертвого озера» мы ждали год — с момента показа трейлеров нового сезона «ТВ-3». Тогда-то и промелькнула мысль: «Постойте-ка, это что, российский "Твин Пикс"?» Не обязательно разбираться в нуаре и покадрово помнить нетленку Дэвида Линча, чтобы заметить сходство, но в этом и прелесть. К тому же «Твин Пикс» — лишь первая и самая очевидная ассоциация. «Мертвое озеро» впитало в себя немного из сериала «Мост», немного — из «Настоящего детектива», «Вершины озера» — и вылилось в самостоятельный, на редкость цельный для отечественного телевидения продукт, прекрасно ложащийся в канву канала «ТВ-3» (тут вам и мистика, и тайна, и детектив, и размах).

На онлайн-платформу, нашпигованную отборными российскими сериалами («Домашний арест», «Обычная женщина», «Звоните ДиКаприо!»), «Мертвое озеро» переехало в последний момент и, кажется, от этого только прибавило в весе.

Евгений Цыганов (следователь Покровский) и Анна Александрова (Дина)
Евгений Цыганов (следователь Покровский) и Анна Александрова (Дина)

В городке на севере страны совершено преступление, его расследует харизматичный приезжий детектив — и все буквально пронизано мистикой. Вымышленный город называется Чангадан — сценарист придумал это слово, смешав названия городов Челябинск и Магадан. Здесь убили дочь местного миллиардера, владельца урановых рудников Юрия Кобрина (Андрей Смоляков). Обнаженное тело Дины Кобриной (Анна Александрова) нашли на берегу озера у стелы, установленной на месте ритуальных жертвоприношений саамскому божеству. Чтобы найти убийцу дочери, Кобрин вызывает из столицы следователя Максима Покровского (Евгений Цыганов). В списке подозреваемых и местные шаманы, и крупные бизнесмены.

Первая мысль, что приплывает под звуки «Реквиема» в открывающей сцене: героем «Мертвого озера» сделали эстетствующего следователя-сноба в депрессии и вакууме. Вторая мысль: завязка истории соткана так, чтобы моментально схватить зрителя за ноздри и утащить в хтоническую ледяную мглу.

Преодолевая контраст на контрасте — частный самолет приземляется в поселке с населением менее 30 тысяч человек, где наличие горнолыжного курорта режет глаз не меньше бандитских физиономий эскимосов, облаченных в оленьи шкуры, — мы перемещаемся вместе со следователем Покровским в суровый мужской край.

«Покровский не похож на Шерлока Холмса, — рассказывает Цыганов. — Он серьезно болен, но именно заболевание открывает ему глаза: у него начинаются видения, которые помогают в расследовании. Мне уже несколько раз приходилось играть роль следователя, и я для себя решил, что и предыдущие герои, и Покровский — примерно один и тот же персонаж, хотя и в разное время и в разных обстоятельствах. У всех есть склонность к суициду, неразрешенные проблемы с женщинами, они похожи по характеру и внутреннему мироустройству, поэтому я не стал сильно разделять эти образы… Мы снимали в Заполярье и большую часть времени провели в Кировске, «сыгравшем» Чангадан. Даже успели там покататься на сноуборде: как оказалось, многие в съемочной группе любят этот спорт, включая режиссера Романа Прыгунова и оператора Павла Капиноса».

Начальник местной правоохранительной ячейки (Александр Робак) с удобством расположен в категории «круглый дурак»: самостоятельность у него отсутствует ввиду слепого поклонения авторитету — олигарху, который здесь царь, кормилец и батюшка в одном лице. Довольно стереотипно нарисована и его многочисленная команда.

Александр Робак (начальник ГУВД Чангадана, полковник Михаил Ганич)
Александр Робак (начальник ГУВД Чангадана, полковник Михаил Ганич)

Олигарх и кормилец (Андрей Смоляков) способен одним лишь взглядом вызвать у собеседника сердечный приступ, окружен китчевыми интерьерами и начальником охраны с говорящей фамилией Смертин. Кстати, головной офис предприятия олигарха по добыче урана напоминает по форме зиккурат — решение, вероятно, призванное вызвать трепет у тех, кто помнит «Бегущего по лезвию».

Андрей Смоляков (Кобрин) и Кирилл Полухин (глава службы безопасности Смертин)
Андрей Смоляков (Кобрин) и Кирилл Полухин (глава службы безопасности Смертин)

Съемки в Кировске и на озере Большой Вудъявр, на берегу которого стоит город, шли две зимы и в общей сложности продолжались больше двух месяцев. С трудностями столкнулись все. Игравшая Дину Анна Александрова снималась раздетой, ходила по сугробам в босоножках и два раза заболевала воспалением легких! Температура воздуха опускалась до минус 35 градусов, а пару раз даже до минус 50! Из-за холода не стреляли пистолеты, замерзали объективы камер, а люди падали в обморок. Александр Робак, сыгравший начальника ГУВД Михаила Ганича, родом с Урала, из города Златоуста Челябинской области, но в Кировске его потрясли сугробы. «Они там высотой 4 метра, и сквозь них пробиты дороги! — удивляется Робак. — Сразу за обочиной идет отвесная стена снега в два человеческих роста. Чувствуешь себя как в канаве».

В роли шамана Роман Прыгунов снял своего отца, актера Льва Прыгунова. «Я стараюсь снимать папу в каждом своем фильме, — объясняет режиссер. — Не из коммерческих соображений. Я просто рад его видеть всегда, он мне дает очень дельные советы. Папа — даос, он прекрасно разбирается во всем, что связано с энергией, медитацией. Мне было интересно сделать из отца северного колдуна, чтобы у него был сложный грим… Для него нашли аутентичный костюм, в котором проводил свои ритуалы мансийский шаман. Папа встречался с представителями народностей Крайнего Севера, изучал церемонии — он относится к работе серьезнее, чем мы». 

Лев Прыгунов (старик Сандибалов)
Лев Прыгунов (старик Сандибалов)

Полина и Ксения Кутеповы сыграли сиамских близнецов, служащих в местном краеведческом музее, — Татьяну Петровну и Зинаиду Петровну Уточкиных. Для них шили специальные корсеты, брюки и обувь, в которой одна актриса стояла на ноге другой. Каждое перевоплощение Кутеповых в Уточкиных было настолько феерическим, что, прежде чем начать начать работу, съемочной группе требовалось отсмеяться. И теперь режиссер думает, не сделать ли ему спин-офф про сестер Уточкиных…

Полина и Ксения Кутеповы (Татьяна и Зинаида Уточкины)
Полина и Ксения Кутеповы (Татьяна и Зинаида Уточкины)

Не меньше ярких эмоций доставляло и общение Тимофея Трибунцева (роль журналиста газеты «Вестник Чангадана» Ёнко Семенова) с чучелом лисы. Чучело принадлежало Трибунцеву, который по собственной инициативе решил использовать его на съемках «пилота» сериала. Актер настолько смешно обращался к чучелу в кадре, что линию лисы решили развить. Даже хотели украсить ею финальный кадр: снять белое поле, по которому бежит рыжий зверь… 

Тимофей Трибунцев (журналист газеты "Вестник Чангадана Ёнко Семёнов)
Тимофей Трибунцев (журналист газеты "Вестник Чангадана Ёнко Семёнов)

Некоторая затянутость повествования, скорее, намеренна — это прием, характерный для многих западных сериалов, которые вспоминаются при просмотре «Мертвого озера». Он необходим для жанра мистического детектива, как и цепляющий саундтрек, которого здесь, впрочем, пока не слышно. Это с лихвой компенсируется в финале пилота, когда вдруг начинает играть композиция екатеринбургской группы «Курара».

«Здесь климат своеобразный, разный народ и системы разные», — то ли поет, то ли зачитывает ее лидер Олег Ягодин, и становится ясно, что за этот трек в пространстве сюжета можно простить любые сомнительные моменты «Мертвого озера».