Найти тему
Павел Крузенштерн

Театральная драматургия как основа духовного воспитания, блин.

Именно такое название носит один из относительно новых предметов в творческих вузах.

Мне думается, что как только запретили обсценную лексику в театре, так сразу и зародился предмет, а поскольку я без пяти минут театральный педагог, даже медицинскую книжку сегодня получил, давайте немного поразмышляем над драматургией, духовностью и театром в синтезе этих трёх китов.

Ведущая роль в театральном искусстве принадлежит драматургии, здесь спору нет. Кстати, кого из современных драматургов почитать?

Итак, выбирая пьесу\рассказ\инсценировку, мы, режиссеры, заявляет о своем интересе к данной теме, автору, проблематике и т.д., берём на себя обязательство раскрыть идейное содержание произведения для зрителя.

Если с театральной драматургией все более менее прозрачно — диапазон классических произведений настолько широк, что в нём затрагиваются практически все ключевые общечеловеческие ценности и проблемы, то в том, что же из себя представляет «духовное воспитание» посредством драматургии и кого (студента, зрителя, режиссера, постановочный коллектив, моего соседа…) мы воспитываем? Много вопросов.

Капля статистики. 1% населения посещает театры.

«Духовное воспитание» чуть подробнее:

Речь заходит о духовном воспитании, следовательно, где-то перекрыт кислород и наш индивид испытывает «духовный голод», следовательно исходя из темы предмета — драматургия (допустим классическая, ей присуща мораль) этот голод должна утолить.

Убирая из контекста Божественную духовность, духовное воспитание — спектр задач выстраивающий в личности:

морально-нравственные ориентиры, понимание уникальности человека как личности. Воспитание помогающее и дающее толчок к саморазвитию, к осознанию уникальности и ценности жизни и передачи жизненного опыта. Выстраивание высших чувств в личности. Чувств построенных на любви и уважении к окружающим и близким. Окей? И т.д.

Одним из инструментов этого воспитания может служить «театральная драматургия» как сама по себе, так и в контексте увиденного на сцене или осознания изнутри (будь-то процесс обучения актера или процесс подготовки или инсайта во время постановки произведения).

По-прежнему остается больше вопросов. Почему же именно «основа»? Разве не семья тот институт закладывающий основы, то есть базовые ценности. Допустим с семьей произошёл промах, в таком случае так или иначе эта задача переходит к педагогу, в нашем контексте театральному педагогу-наставнику, следовательно, театральная драматургия в этом случае служит инструментом к выращиванию и осознанию тех ценностей, что хранятся в произведениях, и следовательно, точка опоры этих духовных скреп — личность педагога, а не театральная драматургия как явление.

Немного поиграв в логику попробуем вогнать мяч в ворота нераскрытой темы. (раз уж в нашей стране прошёл чемпионат по футболу)

Театральная драматургия (и не только театральная) призывает человека к анализу и наблюдением за диалектикой межчеловеческих отношений, проникновением и взглядом со стороны, за мотором человеческих чувств, за динамикой и развитием самой жизни, если угодно.

Тема сложная, тема искушенная, здесь можно подходить с точки зрения минувших эпох, с разных аспектов понимания духовного воспитания, отстаивать взгляд на «бесспорную важность» драматургии в процессе становления человека.

Закончу свои скромные рассуждения в свете скорейшего освоения новой профессии "педагог" цитируя Достоевского: ««Надо любить жизнь больше, чем смысл её».

Надо прививать любовь к чтению больше чем к значению «важности чтения». Как и во всем остальном.

Спасибо министерству образования.