Партнеры Domino’s Pizza обвинили головную компанию в завышении цен на продукты, навязывании услуг и отсутствии поддержки. Это не первый случай разочарования держателей франшиз: в подобных ситуациях оказывались партнеры Subway и «Даблби».
Франчайзи — компании, развивающие сеть ресторанов в российских регионах под брендом Domino’s Pizza, направили вице-президентам головной компании Domino’s Pizza International Фредерику Лунду, Аслану Саранга и Гюванчу Донмезу письма, в которых пожаловались на сложности с экспансией. В письмах говорится, что цены на основные продукты Domino’s Pizza на 15–20% выше, чем у конкурентов, а пицца в регионах стоит на 10–15% дешевле, чем в Москве.
Авторы обращения также отмечают, что цены на сопутствующие услуги, которые оказывают навязанные посредники, завышены и достигают 2% от затрат ресторана, маркетинговые акции не учитывают региональную специфику и проваливаются, а в Domino’s Pizza Russia обращения игнорируются. В результате ежемесячный убыток ресторанов в регионах составляет от 200 тысяч до 1 млн рублей. Обращения подписали владельцы 21 из 26 ресторанов, в том числе в Нижнем Новгороде, Воронеже, Краснодаре и Ростове-на-Дону, пишет «Коммерсант»
Однако в Domino’s Pizza Russia утверждают, что большинство региональных ресторанов, открытых в 2017 году и начале 2018 года достигли операционной прибыли, а компания была откровенна насчет потенциальных рисков.
Первый филиал Domino’s Pizza в России открылся в 1998 году в Москве, на улице Бауманская. На конец 2018 года компания насчитывает 179 ресторанов в России, 78 из которых работают по франчайзингу, а 101 является собственным. Генеральным директором Domino’s Pizza в России является Гюванч Донмез. Продажи Domino’s Pizza Russia за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличились на 49% с 3,3 млрд рублей до 4,9 млрд рублей.
Харизма «Даблби»
В декабре 2018 года несколько предпринимателей, открывших кофейни под брендом «Даблби» за рубежом (в Праге, Дубае и Испании), обвинили основательницу и гендиректора сети Анну Цфасман в том, что, продав им франшизу, она не оказывала поддержку их бизнесу.
Будущие владельцы, поддавшись импульсивному решению, согласились заплатить паушальный взнос и вложиться в запуск точек без какого-либо письменного договора.
«Цфасман — манипулятор уровня крутого политика. У нее прекрасная память, она умеет убеждать. Никогда не говорит напрямую, что ей от вас нужно. Выражается туманно, но очень красиво», — так охарактеризовал владелицу сети «Даблби» предприниматель с 15-летним опытом Виталий Мыздриков, пишет РБК.
Летом 2018 года он закрыл три кофейни «Даблби» в Дубае. Свои убытки он оценил в более чем 168 млн рублей.
Сэндвичи раздора
В 2014 году между мастер–франчайзи Subway Russia Franchising Company (ООО «Сабвэй Раша Сервис Компани») и франчайзи компании произошел конфликт. Сразу несколько партнеров международной компании заявили коллективный протест против поставки им сетью продукции Pepsi и Efes. Они утверждали, что сиропы и напитки поступают по ценам, в разы превосходящим аналогичные поставки в другие сети быстрого питания.
Протестующие франчайзи отказались выплачивать компании роялти. Руководство компании провело разбирательство и признало факт необоснованного завышения цен, в результате снизив их на 50%.
При этом у держателей франшизы тоже иногда возникают претензии. Например, в «Г. М. Р. Планета гостеприимства» (развивает бренды «Сбарро», «Елки–палки») назвали основной сложностью в работе с партнерами — несоблюдение стандартов бренда и недостаточное вложение средств в продвижение.
По данным экспертов, сегодня в России около 1,8 тысяч брендов франшиз и более 50 тысяч франчайзи. Объем рынка может достигать более 31 млрд рублей. По данным Franshiza.ru, рост спроса на франшизу в общественном питании в 2018 году составил 50% — по отношению к 2017 году.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram