Оказывается, существуют три закона чтения, два с половиной из которых выведены человеком, имеющим к литературе самое прямое отношение. Этот человек – Мариэтта Чудакова – литературовед, историк литературы ХХ века, писательница, мемуаристка, автор «Жизнеописания Михаила Булгакова», кроме того, автор нескольких книг для подростков: детектива «Дела и ужасы Жени Осинкиной», и трёх сборников, на которых хочу остановиться подробнее, под общим названием «Не для взрослых. Время читать!» - полка первая, полка вторая, полка третья. Несмотря на предостерегающую первую часть названия «Не для взрослых», взрослым непременно стоит обратить внимание на эти книги. А предыстория появления книг такова: однажды шестикласснице, почитательнице книг Мариэтте Хан-Магомедовой попалась информация, что в течение жизни человек может успеть прочесть не более 10 тысяч книг. Девочку очень впечатлило это открытие.
«Неважно, точная это цифра или нет. Важно, то, что я пришла в ужас от мысли, что читаемые мною второсортные книги, поглощая отмеренные человеку для чтения часы (их и так не очень много остается - от других дел), явно меня чего-то лишают. В первую очередь - возможности прочесть какие-то другие книги - те самые, которые в жизни прочесть необходимо! Я еще не знала толком - какие. Но уже точно знала, что они – есть»
Спустя некоторое время, Мариэтта сформулировала те три, или два с половиной, по её уверению, закона чтения, которыми она пользуется всю свою жизнь. А возраст у Мариэтты Омаровны весьма почтенный, ей 82 года (родилась в 1937 г.).
Позволю себе привести эти законы:
Первый: нет книг, которые читать - рано.
Второй: есть книги, которые читать - поздно.
И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить - и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде - навалом.
Стоит дать им небольшие пояснения.
Что касается первого закона: если ребёнок хочет прочесть книгу не по возрасту, не нужно ему запрещать. Он сам решит, интересно ему или пока стоит отложить эту книгу до лучших времён.
«Но установить это можно, мне кажется, только опытным путем - начав читать»
Автор приводит в пример «Преступление и наказание». Кто-то этот роман читает взахлёб в 15 лет, а кто-то не постигнет его и во взрослом возрасте.
Второй закон Мариэтта Омаровна называет более серьёзным, говоря, что есть книжки, которые нужно прочесть в определённом возрасте, в 12, 14 лет, когда от их прочтения можно получить стопроцентное удовольствие.
«В общем, поленился в свое время - проиграл на всю жизнь».
Потому что, будучи взрослым, человек редко возвращается к непрочитанным в детстве гениальным книгам.
И о третьем законе автор говорит следующее:
«А дело-то главным образом в том, что плохая книжка навсегда лишает вас возможности прочесть хорошую.
- Почему же навсегда-то? - спросите вы с возмущением. - Прочитал плохую - теперь почитаю хорошую! Какие дела?..
А вот такие. Время-то не безразмерное»
В начале статьи я упоминала, что книга «Не для взрослых. Время читать!» - это трёхтомник, каждый том которого называется «Полка первая», «Полка вторая», «Полка третья».
Именно на эти полки автор по своему усмотрению расставляет книги для детей определённого возраста. Несмотря на некоторую сумбурность повествования, стоит сказать, что прочтение этих книг оставляет приятное послевкусие, возможность открыть для себя что-то новое. Например, мне было неизвестно, что Борис Житков и Корней Чуковский учились в одном классе и были большими друзьями… Автор кроме советов по чтению, рассказывает краткую биографию писателя, о книге которого идёт речь, о влиянии исторических событий на создание книги. Немного раскрывает краткое содержание книги, и, конечно, используя избитый приём, на самом интересном месте, ставит многоточие: «А дальше, я надеюсь, Вы прочитаете сами». И это срабатывает, потому что Чудакова находит нужные слова, чтобы просто заинтересовать читателя.
И в завершение, ещё одна цитата автора, отражающая основную мысль её трёхтомного повествования, с которым думающим и заботливым родителям нужно познакомиться:
«Я боялась тратить драгоценное время не на чтение, а на чтиво».