Найти в Дзене
Подборка Дзен

Эти непростые семейные обстоятельства

В кино многое значительно проще, и это вполне понятно: даже самое правдивое, талантливое и яркое отражение, наверное, беднее действительности во всей многоликости ее связей. Но, как справедливо замечено, искусство всегда служило и будет служить делу поддержания жизни. Хороший фильм или книга всегда несут в себе тот нравственный заряд, который может помочь человеку сделаться добрее, совестливее, чище. Конечно, смешно думать, что, посмотрев хороший фильм, зрители разойдутся духовно усовершенствованными до такой степени, что с умилением поклянутся никогда больше не напиваться пьяными, не курить табака, не обманывать ближних и дальних. И вместе с тем нельзя сбрасывать со счета ту двух-трехминутную паузу, которая наступает обычно после хорошего, эмоционально точного фильма, когда зажигается свет в кинозале и люди потихоньку пробираются к выходу. Если фильм тронул сердце — зрители идут молча, говорить никому не хочется, хочется думать. Зачастую даже совсем не о том, о чем рассказал фильм. Хочется думать о жизни и о своей судьбе. Ради этих двух-трех минут просветления, может быть, и работает художник. Во всяком случае, они венчают его труд.

Обо всем этом я подумал после премьеры фильма «Семейные обстоятельства».

В свое время Чехов говорил, что в рассказе не должно быть ничего лишнего: только необходимое или прекрасное. Эти слова применимы и к кинофильмам, если, конечно, судить о них, как о произведениях искусства. И в этой связи нельзя не заметить, что все сцены в поезде, хотя сами по себе и милы, но не необходимы, даже попросту не нужны. Кстати сказать, в повести Альберта Лиханова «Обман», на основе которой сделан фильм, действие дано в прямом развитии, без ретроспекций.

-2

Предельный максимализм оценок, душевная незапятнанность, безоговорочная вера в идеалы — едва ли не главные черты любого современного подростка. Не представляет исключения в этом смысле и Сережа. А семейные обстоятельства вдруг предлагают ему в один день признать, что на земле существуют предательство, измена, ложь во спасение, амбиция покинутой женщины, равнодушие и — компромиссы, компромиссы, компромиссы. Все это не где-то за тридевять земель, а рядом с ним, в его судьбе. Ему предлагается признать, что вроде бы существуют отдельные нравственные законы для взрослых и отдельные для детей. И все дело не в том, чтобы не нарушать законы, а в том, чтобы тебя не поймали. Эту же «мудрость» преподает Сереже еще один — вроде бы хороший, веселый, остроумный, добрый человек — осветитель телевидения Андрон (артист Владимир Басов), под руководством которого он начинает свой трудовой путь. Что и говорить, тяжелая ситуация, нелегкие семейные обстоятельства, суровые испытания на прочность юной души. И все же нельзя обвинить авторов фильма в том, что они сгустили краски, сфальшивили или сползли в жестокую мелодраму. Хотя и для того, и для другого, и для третьего были все возможности. Фильм правдив по своей сути, психологически точен, выразителен. Серьезность поставленных в нем нравственных проблем не оставляет сомнения. Так же как не оставляет сомнения его общий оптимистический пафос. Фильм кончается тем, что Сережа спрыгивает с поезда с твердым желанием возвратиться домой и сознаться. Резервы его доверия к жизни еще далеко не исчерпаны: он крепко рассчитывает на справедливость, гуманность и единство нравственных законов нашего общества.

-3

Фильм сделан очень мягко, пластично, без грубых швов, как в режиссуре, так и в актерских работах. Хорошо справился с главной ролью московский школьник Игнат Данильцев. Интересны актерские работы Зинаиды Славиной, Валентины Титовой, Эдуарда Марцевича.

Осуждая бездумность и душевную глухоту взрослых героев фильма, мы в то же время верим, что они просто не задумались всерьез о своей жизни, не взглянули на себя со стороны и что каждый из них знает теперь свою вину перед Сережей, как знала ее и мать мальчика Анна, не успевшая вовремя исправить свою ошибку. Пристальный взгляд художника всегда сумеет увидеть даже в житейской прозе поэзию и философию, увидеть и показать ее людям. «Семейные обстоятельства» — еще одно подтверждение этой истины.