События в Париже разделили российскую общественность на два неравнозначных и удивительных по своему составу лагеря. С одной стороны, — это восторженные комментарии мусульман и радость государственных патриотов, в союзе с левыми либералами из числа оппозиции. С другой стороны, — это резкие мнения либеральной оппозиции, апокалиптический скептицизм консерваторов и ярость представителей творческого сообщества, для которых произошедшее стало безусловной трагедией.
Париж
Реакция на пожар в Нотр-Даме в России была различной. И эта реакция крайне символична и симптоматична в своем различии. Париж как центр Европы, город свободы и любви всегда была объектом всеобщего поклонения — как для российского просвещенного сословия XIX века, так и для современной либеральной общественности; как для императрицы Евкатерины II (олицетворения абсолютизма), одной рукой благоволившей к французам-вольнодумцам, а другой погружавшей собственный народ в крепостное рабство, так и для Елизаветы Песковой, дочери пресс-секретаря президента ставшего медийным олицетворением современной власти в России.
Условно весь спектр мнений вокруг трагедии в Нотр-Дам можно выделить в два тренда, которые в свою очередь вобрали в себя крайне различных и неоднородных представителей общественности, которые в любом другом вопросе ранее никогда не были замечены в солидарности.
Злая радость
Первой и наиболее яркой была реакция российских мусульман, лайкающих фото горящего собора, и пишущих «аллах акбар» в комментариях. Далее к ним присоединились сторонники многолетней официальной пропаганды, для которых Запад, и любой его символ — это источник «тлетворного» влияния. Париж как столица «гейропы» и множества революций, по мысли официальных патриотов, должен погибнуть в собственных пороках. В идеале сгореть. Символическим крушением свободолюбивой Европы и стал пожар в Нотр-Дам, который был встречен рукоплесканием охранительной публики.
Приведем в качестве примера высказывание столпа современной российской культуры — шансонье Александра Новикова:
Радикальная толерантность, доведенная до абсурда и идиотизма, однополые браки, издевательства над христианскими заповедями и чувствами истинно верующих…Не за это ли налетело пламя чудовищного пожара и явилось миру заревом над погибающим в нем Нотр-Дам де Пари? Не всполохи ли это пламени Содома и Гоморры? Не знак ли это?
К этому же потоку мнений присоединилась значительная часть оппозиционных политиков лево-либерального толка. К событиям вокруг Нотр-Дам они отнеслись если и не с радостью, то с равнодушием и цинизмом. Трагедию в Париже они попытались использовать в качестве очередного повода для критики российских властей. Переходя от темы всеобщего внимания к собору Нотр-Дам к теме, условно говоря, запущенного «провинциального урюпинска», где также имеются свои объекты культурного наследия, которые никто не собирается реставрировать в обозримой перспективе.
Вот что пишет друг яблочника Максима Каца, блогер Алексей Варламов:
Позвольте! У нас накоплен огромный опыт работы с историческим наследием! У нас есть команда высококлассных специалистов! Давайте мы восстановим этот несчастный собор! Сколько там лягушатники хотят потратить? Миллиард евро? Готовы за половину сделать и в два раза быстрее! Да что там быстрее – будет намного лучше, чем сейчас!
Возмущение
Второй спектр мнений имеет противоположную тональность. В первую очередь, выделим консерваторов. Многие консерваторы считают случившееся, ни много ни мало — водоразделом эпох. А в пожаре христианской святыни видят если не знамение гибели Европы, то призыв очиститься от позора и гнили революции.
Много также простых и эмоциональных реакций:
Узнала про пожар в Нотр-Даме и реву. С семи лет бредила книгой Гюго, как начала работать, копила деньги на поездку в Париж. Мечта сгорела, в прямом смысле
Неожиданно резко высказалась Ксения Собчак (российский журналист и оппозиционный политик) о пожаре в Нотр-Даме в своем телеграме:
Я ЛИЧНО много раз слышал на улицах Парижа, как дикари из “самой мирной” в разговорах мечтали сжечь Нотр-Дам и многие памятники Франции. Весь интернет сегодня в публичной радости любителей ишаков. Враги давно себя не скрывают, но левацкие правительства служат оккупантам Европы
Российский либертарианец, блоггер Михаил Светов также видит причину случившегося в левом правительстве:
А вот французы очень хорошо понимают, причём тут Макрон! Charlie Hebdo уже подготовили обложку с горящим Собором Парижской Богоматери. На ней написано «реформы» и изображен Макрон, у которого на голове горит собор. Он говорит: «Я начну с несущих конструкций»
Закончим обзор эмоциональной репликой российского публициста и режиссера гомосексуальной ориентации Евгения Понасенкова, который пишет в своем твиттере:
Но ничего: вся неблагодарная и агрессивная, оставшаяся в каменном веке (не надо было им дарить телефоны и электричество…) мразь получит реконкисту. Пусть радуются под хвостами ишаков – там их место. Ослоебам не место в цивилизованных странах. И от интернета надо их отключить