За все годы священнослужения я, практически никогда, не крестил без оглашения. Вначале это была небольшая беседа непосредственно перед Крещением плюс комментарии перед произнесением обетов, позже в нашем храме огласительные беседы стали проходить отдельно, в более спокойной обстановке. Но история, о которой мне хочется рассказать сейчас, произошла где-то в середине так называемых "нулевых", когда мы еще не имели возможности организовать отдельные катехизаторские беседы.
Почему не имели? Потому что многие приезжали креститься издалека, в основном - только "в выходные" и именно для них приходилось назначать время крещения по окончании службы (а в воскресение это литургия, молебны, отпевание), а перед крещением уделять почти час времени на подготовительную беседу.
Как проходила эта беседа — не сложно представить: толпа уставших от ожидания людей, утомившиеся дети и священник, пытающийся совместить несовместимое: максимально полно и предельно кратко, серьезно и благоговейно, но живо и с юмором объяснить пришедшим то, за чем они сюда пришли...
Надо сказать, что уже с первого года священнослужения у меня, как-то легко стало получаться "устанавливать контакт с аудиторией" и потому, порой предельно устав за первую, богослужебную часть дня, я умудрялся отдохнуть именно в этот момент, когда беседовал с людьми. Иногда же наоборот, отдыхать не получалось, беседа выматывала последние силы. Тогда самое Крещение совершалось "на автомате". Но и та, и другая ситуация представляли собой крайние точки. Чаще же всего приходилось проводить беседу для одного-двух из огромной толпы присутствующих. То есть кто-то искренне интересовался и я понимал, что мои слова не уходят "в пустоту", однако основная масса, присутствуя своим телом в храме, душой были где-то далеко...Так было и тут:
... Жаркое, августовское воскресение. В храме — человек 40 - 60, креститься же будут 10- 15. Дети заняты своими заботами: кто-то, разморившись на жаре, дремлет на руках мам или пап, те кто постарше — бегают в ограде, а один годовалый карапуз резвится на коленях своего то ли пожилого папы, то ли молодого дедушки: мужчина 45 — 50 лет, спортивного, можно сказать, боевого вида. Так выглядят спортсмены-бойцы и "некабинетные" военные - "силовики", спецназовцы . Я бы и не обращал на них внимания, но счастливый смех резвящегося малыша и лучащийся любовью и отеческой нежностью суровый воин порой мне откровенно мешают. Можно было бы давным-давно сделать им замечание, но и не то, чтобы я трусил, однако от этот счастливого папаши веет такой силой и яростью, что я предпочитаю "молчать в их сторону" и поскорее заканчивать беседу...
...В конце беседы следует традиционное: "У кого какие вопросы?", как вдруг, именно этот "боец" "не в тон и не в такт" выдает: "У меня вопрос! Вот вы там говорите, если тебя ударили по одной щеке.../вообще-то, я этого в данной беседе не говорил. И говорить не собирался/... подставь другую! Так вот я — ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, что с этим совершенно не согласен!!! И если меня кто ударит, я его...!" — уж и не помню, какие кары он пообещал. Не помню, потому что во-первых, я судорожно пытался понять где в этой "песне Ламеха" вопрос, а во-вторых, конечно же на этот "вопрос-не-вопрос" надо же было что-то ответить... А ЧТО? Как вдруг тут же, на весь храм раздался звук звончайшей оплеухи: "ТЫ-ДЫЩЩЩ!" — и я вижу, как этот карапуз, весело играющий со своим боевым предком, только что отвесил эту саму пощечину! На что тот, кто только что грозился всякими карами любому, кто его ударит, чуть-ли не тает от умиления: "Ути-пути, мой холёсенький!" И тут же получает вторую, не менее звонкую оплеуху в другую щеку: "ДЫ-ТЫЩЩЩ!"
На что я с облегчением выдыхаю и обращаюсь к вопрошающему: "Получили ответ?"
Он (с недоумением): "Какой?"
Я: "На Ваш вопрос. Вас только что ударили по одной щеке, и Вы тут же подставили другую! Что же Вы не "стираете в порошок и не развеваете по ветру" того, кто только что ударил Вас? "
Он (медленно осознавая, о чем идет речь): "Так это же РЕБЕНОК!" (Причем слово "ребенок" было произнесено с такой любовью и теплотой, что все, присутствующие в храме, как минимум, улыбнулись. А я тогда сделал вывод не только для него, но и для себя, что если бы мы, действительно имели между собой бы ту ЛЮБОВЬ, о которой говорит Христос, если бы мы любили своих близких, так, как любящие родители любят своё чадо — не сомневаюсь в том, что тогда самые невыполнимые заповеди Христовы стали бы для нас простыми, понятными, а главное — выполнимыми.
Обычно, многие авторы предлагают поставить "лайки" и подписаться... Не хочется повторять очевидное, но если кому интересно, то не забывайте - благодаря таким несложным действиям Вам будет легче найти новые публикации данного канала.