Найти в Дзене
Оля Тихонова

Школа, 2-й класс. Оскорбление девочки в «стыдной» форме

Оглавление

©, Оля Тихонова, 2019

Вчера во втором классе, который в данный момент находится у нас «в работе» - на психолого-педагогическом сопровождении, произошла такая ситуация: мальчик подошел к девочке сзади, крепко схватил ее и начал энергично изображать половой акт.

Девочка (как водится самая субтильная и самая чувствительная) вырвалась и убежала рыдать в туалет.

Психолого-педагогическое сопровождение классных коллективов - это услуга, которую мы оказываем по запросу родителей, учителей или администрации школ. Заключается в длительной (четверть, полгода, год) работе с классом по устранению конфликтов между учениками, повышению статуса и методического мастерства учителя, внедрению норм и правил, установлению дисциплины и многого другого.

Папа девочки, с которой это произошло, был травмирован ситуацией не меньше дочери (только что не рыдал). Зато рыдала мама мальчика, говорила, что не знает как быть и что делать, и вот мол они уже и к психологу ходят... Папа девочки теперь хочет видеть папу мальчика (у мальчика папа есть, живет в семье).

Ситуация усугубляется, уже вовлечены в конфликт и завучи и школьный психолог, мы модерируем.

В «анамнезе» у обидчика игры в грубой форме (бегает тычет пальцем в девочек с криками: «Я этим пальцем в жопе ковырялся!») и шлепок, проходящей мимо учительнице по попе (на что учительница отреагировала крайне болезненно, а мама крайне странно: «Ну и, что такого? Он и меня шлёпает»).

Хотелось бы мне описать эту ситуацию как «ИЗ РЯДА ВОН», но я знаю, что сегодня во многих классах начальной школы проблема личной безопасности ребенка стоит остро: дети дерутся, оскорбляют друг друга (в том числе и в «стыдной» форме), берут без спроса чужие вещи и т.п.

Если кто-то из читателей предполагает, что мальчик (и остальные дети) не понимали сути происходящего, то я вас разочарую - понимали.

Понимали так, как могут понять 8-9 летние дети: понимали, что так делать нельзя и что то, что происходит, стыдно и унизительно для девочки.

Когда мы пытались выяснить, что же все-таки произошло, и почему девочка плачет (поскольку не являлись свидетелями), никто из детей не хотел описывать ситуацию вслух публично; все дети твердили одно: «Детям нельзя об этом говорить!». Узнать подробности удалось лишь поговорив с одноклассницей жертвы наедине.

Таким образом, понятно, что у детей присутствует здоровое (охранительное для детской психики) чувство интимного стыда и представление о табуированности некоторых тем.

Если кто-то из читателей предполагает, что поведение обидчика можно описать как «болезнь роста», то я с вами соглашусь - можно.

Описать можно, но что делать дальше с этим ребенком, как реагировать окружающим взрослым, какие воспитательные меры допустимы? То есть как «лечить эту болезнь»?

Абсолютно точно, что оставлять безнаказанным подобный поступок нельзя. Безнаказанность породит еще большее зло - вседозволенность. При отсутствии адекватной реакции взрослых (скажем жестче: при попустительстве взрослых) можно получить распад класса на группы «жертв», «агрессоров» и «равнодушных» - среду, в которой будут культивироваться сексуально окрашенные оскорбления и унижение девочек по гендерному принципу.

В отдельных случаях (а современная культура на это провоцирует) «жертвами» могут стать даже более слабые мальчики, которые подвергнутся таким же сексуально окрашенным оскорблениям со стороны «агрессоров».

Те девочки, что окажутся менее чувствительными и более сильными физически, будут игнорировать мальчиков-агрессоров, а при необходимости «двинут им по лбу», чтоб не лезли.

Для эмоциональных и слабых девочек жизнь в таком классе превратится в ад.

Будет и третья категория девочек, которая отчасти поддержит агрессоров в их мерзких проявлениях и может быть на время даже примкнет к ним, чтобы заслужить их позитивное внимание.

В итоге, мы получим класс с ужасной эмоциональной атмосферой, которая будет отрицательно влиять не только на межличностные отношения, но и на всю учебную деятельность в целом.

Нужно понимать, что даже в самых «здоровых» коллективах похожие ситуации возникают на каждом новом этапе взросления (2-й класс, 5-й, 7-й). Но это не значит, что мы можем их игнорировать!

Знаменитая на всю страну праздничная акция пятиклассников «БЕЗ БАБ» отчасти иллюстрирует ту же самую проблему: оскорбление по гендерному принципу.

Сейчас этот конкретный конфликт во 2-м классе находится в стадии принятия решения взрослыми о мерах реагирования (учителем, психологами, администраций школы, родителями). Все они пытаются выработать перечень санкций и воспитательных мероприятий, в том числе и принудительных, потому что родители обидчика отказываются рассматривать поведение своего ребенка, как травмирующее: нарушающее личные границы и психологическую безопасность девочки.

И маленький пример из жизни

Это был 7-й класс (городская приличная школа), мы гуляли с подружкой на улице (день, светло). Издалека увидели группу наших одноклассников-мальчиков. Увидели и побежали от них со всех ног.

Я пытаюсь вспомнить почему же мы побежали, что же мы знали тогда, что заставило нас побежать? Но не могу вспомнить.

Мы бежали сломя голову и спрятались в подъезде, где жила моя подружка. Хотели уехать к ней домой на 9-й этаж, но двери лифта не успели закрыться и мальчики ворвались за нами. Они прижали нас к стенкам и хватали за все места, щупали.

Я до сих пор помню дикий ужас, который я пережила во время этого бегства и в лифте.

Об этой истории мы никогда никому не рассказывали.

Продолжение темы: Школа, 2-й класс. "Бить нельзя воспитывать! Где поставить запятую?"

Школа, 1-й класс. Очень странная "Хозяйка кабинета"

Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.

Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!