Рынком технологий правит хайп. Множество форумов и публикаций посвящены юридическим инновациям и преобразованиям, стартаперы бьются над улучшением юридической индустрии. При этом участники рынка не обращают внимания на три важные инновации, потому что они не связаны с модным сегодня понятиями: искусственный интеллект, блокчейн, смарт-контракты. А зря. Именно эти инновации уже помогли многим отстоять свои права.
Юристы уже несколько лет активно обсуждают три способа улучшения юридических услуг, которые повышают доступность права. Это “альтернативное” разрешение споров, онлайн-разрешение споров и финансирование судебных споров.
1. “Альтернативное” разрешение споров (Alternative dispute resolution – ADR)
Это процедуры, способствующие внесудебному разрешению споров, такие как медиация и арбитраж. Международный арбитраж особо эффективен для разрешения трансграничных споров по сравнению с государственными судами. Так, например, 1/3 трансграничных споров на российском рынке уже разрешаются посредством международного арбитража.
Остановимся подробнее на медиации как на направлении, имеющем наибольший потенциал в силу низких временных и финансовых затрат по сравнению с судебными или арбитражными процедурами.
Основная задача медиатора – примирение участников спора до суда или на судебной стадии. По словам опытного медиатора Лилы Лав, профессора Школы права Кардозо, медиаторы рассматривают в Нью-Йорке около 80-90% споров. Преимущества разрешения спора с помощью медиации очевидны:
- скорость - в таком порядке споры разрешаются намного быстрее, чем в государственном суде или международном арбитраже,
- цена - разрешение спора с помощью медиатора обходится дешевле. При этом у сторон есть возможность обговорить приоритетные для себя параметры допустимого решения и выйти из спора с минимальными издержками.
- польза для государства – медиация значительно разгружает суды и снижает нагрузку на судей.
В России институт медиации, к сожалению, практически не развит. По данным Верховного суда, за период с 2012 до 2017 только 0,002% арбитражных дел и 0,008% дел в судах общей юрисдикции в России рассматривались с участием медиаторов. В то же время, согласно практике Некоммерческого партнерства «Владимирская региональная ассоциация медиаторов» (НП ВРАМ), с участием медиатора удается урегулировать до 80% конфликтов.
Распространению медиации мешает конфиденциальность: вопросы, решенные с помощью медиации в досудебном порядке, никогда не попадают в публичное пространство. Во-вторых, решения медиаторов пока не обладают силой исполнительного документа.
В 2018 году в Минюсте была создана рабочая группа по вопросам альтернативного урегулирования споров, которая должна усовершенствовать законодательство в области применения процедур медиации. В феврале 2019 рабочая группа Комитета ГД по совершенствованию законодательства одобрила введение возможности нотариального удостоверения медиативных соглашений, которое будет приобретать в результате силу исполнительного листа. Сейчас медиация применяется к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений. В ближайшее время ее предлагается расширить до административных, в том числе налоговых споров.
2. Онлайн-разрешение споров (ODR – online dispute resolution)
Это быстрая и недорогая технология разрешения споров, которая подходит как для физических лиц, так и для компаний. Особенно эффективно технология используется при разрешении споров в сфере электронной торговли.
В 2011 году Колин Рул (экс-директор центра разрешения споров eBay) создал онлайн-платформу Modria для разрешения споров недовольных покупателей и продавцов на eBay. Cпоры, которые должен был разрешать стартап, были слишком мелкими для судов, но их было так много, что компания не могла их игнорировать. В 2017 году стартап купил поставщик технических систем для судов Tyler Technologies. Сумма сделки не разглашается. Известно лишь, что до покупки Modria привлекла около $7 млн инвестиций.
Сейчас платформа предоставляет услуги по онлайн-разрешению споров практически на всех онлайн-площадках США: она обрабатывает претензии пользователей, диагностирует проблему, предоставляет облачную площадку, на которой стороны собираются для споров, диспутов и арбитража. Modria разрешала споры в области электронной коммерции в течение недели, споры по налогу на имущества – в течение 4 месяцев (против 13 месяцев в судах).
По оценкам создателя Modria Колина Руль, 60-80% гражданских споров можно разрешить онлайн.
Как работает технология?
- Недовольный покупатель подает заявку на сайт. Программное обеспечение опрашивает участников спора, определяет ожидания сторон и диагностирует проблему.
- Этап онлайн-переговоров. ODR задает сторонам конфликта перечень вопросов с объясняет возможные последствия, помогая сторонам достичь договоренностей. Большинство споров заканчиваются на этом этапе.
- Медиация. Если прийти к консенсусу не удается, программа помогает упростить выбор и предлагает наиболее выгодное для всех сторон решение. Также у сторон есть возможность воспользоваться помощью медиатора с платформы.
- Арбитраж. Третья сторона, принимающая решения, похожая на арбитра, также ускоренная технологией, выносит решение. В ODR используется искусственный интеллект – чем больше споров разрешено с помощью системы, тем легче ей разрешить спор.
Пример: потребитель из Англии пожаловался на то, что апартаменты, которые он снял через сервис онлайн-бронирования в США, не соответствовали его ожиданиям. Спор был решен через ODR мирным путем в течение трех дней и закончился на этапе переговоров. Продавец полностью возместил потребителю расходы.
ODR эффективно используется не только для защиты прав потребителей, но и в сфере интеллектуальной собственности, а также в бракоразводных процессах.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»