Найти в Дзене

Д. Шостакович. "Мракобесие"

Посетил Камерный музыкальный театр им. Б.А.Покровского. Опера называлась «Мракобесы» и значилась, как симфония отчаяния. Мероприятие было посвящено 110-летию со дня рождения великого композитора Д.Д. Шостаковича. Представляло оно собой переработанный спектакль «Век DSCH». В качестве музыкальной основы были использованы «Симфония номер 14», «Струнный квартет 8», Вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», «Сюита на слова М. Буонарроти», «Фортепианное трио 2». Музыки и сценическое действие, потрясающее пение произвели впечатление, которое трудно охарактеризовать.

Вообще этот театр для меня является чем-то очень важным и каждое его посещение запоминается навсегда. Только тут можно послушать то, что является современной музыкой в виртуозном исполнении. В некотором смысле Большой Театр России не более чем периферийный филиал. Б.Бриттен, И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович и современный композиторы уникально присутствуют в репертуаре этого театра. Более того, первым его спектаклем была опера Д.Д.Шостаковича «Нос». Удивительно, как все это может существовать в России. Страна, отказавшаяся от культуры и погрязшая в поповском мракобесии, страна победившего исламского фундаментализма каким-то чудо сохранила росток современной культуры. Причем в двух шагах от «Лубянки», где эта самая культура была растерзана.

Д. Д. Шостакович автор музыки, которая не очень-то поддается для звукоизвлечения, формализм, как говорили «соколы сталина» ее очевиден. Музыка — это то, что можно насвистывать- так говорил Сталин или кто-то из советского правительства. Насвистывать Шостаковича нельзя. Зачем существует такая музыка в России, сколько сотен человек готовы ее слушать и размышлять о ней. Людмила Улицкая в «Лестнице Якова» очень точно передала состояние людей, в которых может или скорее могла жить подобная музыка. Вернется ли она когда-нибудь на эту землю? Пока возвращаются только «внуки молотовых», которые как герой фильма «Чекист» только и могут, что убивать. Это их страна и их земля- имеют право. Но пока тут сохранилась и музыка, они не смогли всех убить.

Над спектаклем работали

Дирижер - постановщик Дмитрий Крюков. Родился в Перми, закончил консерваторию им.Чайковского. С 2011 года ассистировал Г. Рождественскому в проекте «Туманный Альбион», работает в Большом Театре, как ассистент Рождественского в «Царской невесте». Очень сдержанный и спокойный.

Поэт – Герман Юкавский. Заслуженный артист России. Бас. Закончил Гнесенку в 1991 году и в 1994 уже пел в основной труппе театра. Много гастролирует. В театре задействова практически во всех основных спектаклях. Больше о певце можно прочитать тут http://yukavsky.ru/

Революционер Федулов/ Епископ - Алексей Мочалов. Народный артист России. Приглашенный солист Геликон-Опера. Много работал в Венском театре камерной оперы. Еще в 1997 году пел в Карнеги-Холле в Нью-Йорке. Записал два диска на музыку Д.Д.Шостаковича. Причем как-раз с теми вокальными партиями, что использованы в этом спектакле. Бас в общем всегда привлекает внимание.

Лорелея - Ольга Бурмистрова. Родилась в Калуге, закончила Гнесенку, в труппе театра с 2014 года. Обладательница очень красивого сопрано. Думаю, что ее ждет очень большое будущее.

Спектакль довольно длинный и антракт вполне уместен. Довольно трудно воспринимать столько музыки сразу тем более, что ее качество потрясает и подавляет. Наверно простоя не самый подготовленный слушатель. Как и положено опере «Мракобесие» имеет сюжет и нам показывают и на кинопленке, и в «лицах» различных политических деятелей и события, которые сопровождали их попытки управления. Мне трудно сказать оправдано ли это. Сейчас трудно вспомнить на чье правление приходилось творчество, например, Моцарта или Бетховена. Невозможно даже вспомнить при каком царе-императоре работали Чайковский или Даргомыжский. Цари и их влияние, как и генеральные секретари или президенты рано, или поздно, как правило к счастью для своих подданных умирают, а музыка остается навсегда. Пройдет тысяча лет и люди будут слушать Шостаковича, а кто такой «сталин-хрущев» будут знать только историки, да и приблизительно ошибаясь в датах их правления лет на 100.

Я обязательно постараюсь услышать «Мракобесие» еще раз. Впечатление длится и длится, музыкальные фрагменты, как осколки вплывают в сознании и хочется и можется повторять - «нас в камере только двое, я и мое сознание» ну и конечно три розы: красная, белая и синяя… Глубокий образ, который живет.

А. Мочалов Вид на Театр Г. Юкавский и В. Дейнека - Бостон Финал   Г. Юкавский Д. Крюков и Г. Юкавский Дмитрий Крюков О. Бурмистрова и В. Дейнека - Бостон О. Бурмистрова
А. Мочалов Вид на Театр Г. Юкавский и В. Дейнека - Бостон Финал Г. Юкавский Д. Крюков и Г. Юкавский Дмитрий Крюков О. Бурмистрова и В. Дейнека - Бостон О. Бурмистрова

Д. Шостакович. "Мракобесие"