Поездку описанную в этой публикации можно охарактеризовать как прогулку по местам боевой славы в Калужской области. Первым городом в моих планах на этот день был Жуков. Рядом с этим населённым пунктом, в прошлом носившим название Угодский завод родился и провёл своё детство будущий маршал победы Георгий Жуков.
Город состоит в основном из частного сектора и скорее напоминает большую деревню. Его главной достопримечательностью является помпезный музей посвящённый самому известному уроженцу этих земель. Музей был основан ещё в 1960 году, в период когда Жуков был в опале. Основой его коллекции стали вещи личные вещи маршала.
Самая интересная часть музея - огромная диорама посвящённая битве за Берлин. Её создателями были художники студии имени Грекова: Евгений Данилевский и Вениамин Сибирский. Первоначально она была установлена на территории командования группы советских войск в Германии, в местечке Вюнсдорф.
В 1993 году в связи с выводом Советских войск из Германии, диорама была вывезена в Россию. Первоначально её планировалось установить в музее Победы на Поклонной горе, но там она не подошла по размеру.
В итоге диорама оказалась в Калужской области.
В остальных залах музея выставлены личные вещи Жукова и копии предметов связанных с его жизнью. К примеру это пальто напоминает о том что маршал был человеком очень невысокого роста.
Во время первой мировой войны Жуков был награждён двумя Георгиевскими крестами. Один из них он получил за захват немецкого офицера. Об этом периоде жизни маршала можно почитать в его мемуарах "Воспоминания и размышления".
Копия кителя.
Центральный зал. Слева картина имеющая сходный сюжет с полотном художника Василия Яковлева "Георгий Победоносец" которое в 1956-м выставили в центральном Музее Вооруженных Сил СССР в Москве и которое послужило объектом ожесточённой критики маршала на октябрьском Пленуме ЦК КПСС. Особенно возмущались этим проявлением "бонапартизма" Никита Хрущёв и Иван Конев, тоже заслуженный маршал и недруг Жукова.
Рядом с музеем стоит часть стены снесённого дома, в котором в былые времена размещался банк. Первый этаж здания был кирпичным, а второй деревянным. На втором этаже находился балкон, на балке которого немцы повесили командира партизанского отряда Михаила Гурьянова. В семидесятых годах банк сгорел, после чего был снесён, а одна из стен была превращена в памятник узникам нацистских концлагерей.
Время перевалило за полдень и после посещения Жукова, я направился в Малоярославец- город известный главным образом битвой произошедшей рядом с ним во время Отечественной войны 1812 года. В ходе этого сражения русская армия предотвратила выход противника в южные губернии и вынудила его к отступлению по разорённой Смоленской дороге, что имело для Наполеоновских войск катастрофические последствия из-за серьёзных проблем со снабжением
Если въехать в город по дороге из Обнинска, справа покажется небольшая постройка в которой даже несведущий человек разглядит часовню. В 1859 году её за свой счёт построил ветеран битвы при Малоярославце - отставной майор Фёдор Максимов.
"Малоярославецкого уезда помещик отставной майор Федор Максимов сын Максимов, в память сражения при городе Малоярославце в 1812 году, где он был ранен и где геройски пали многие из его товарищей, изъявил желание построить на могилах павших, на свой счет, в пятидесяти саженях от кургана и в таком же расстоянии от шоссе Московско-Варшавского, каменную Часовню, с тем, чтобы Часовня сия во все времена принадлежала вышеозначенному Малоярославецкому монастырю, и чтобы в день славной битвы, после Божественной Литургии, совершать из монастыря, Соборной и градских церквей к Часовне сказанный крестный ход для совершения Соборной панихиды по убиенным воинам".
После революции часовня была изъята у церкви и конце сороковых перепрофилирована в музей войны 1812 года. Сейчас там выставлена диорама со сценами битвы.
В течение целого века братские могилы войнов павших в Малоярославецком сражении имели вид небольших курганов. В 1912 году по инициативе генерала Александра Литвинова были возведены памятники созданные по проекту военного инженера Вехновского. Сбор пожертвований на их постройку проходил по подписным листам, которые рассылались по всей России. Как и в случае с Храмом Христа Спасителя, захоронения благоустраивались на деньги простых граждан.
Всего было построено два памятника. Один большой, другой поменьше, скрытый в тени деревьев. Оба благополучно пережили Советскую эпоху и войну.
Даже старинные пушки остались на своём месте, что поистине удивительно.
Рядом с центральным сквером города стоит Успенский собор, построенный как и заведено здесь в память о событиях 1812 года. При недавней реставрации его крышу и купола зачем то покрасили в попугайски-яркий синий цвет, а в окна вставили стеклопакеты. По моему мнению до ремонта собор выглядел более аутентично.
Та же участь постигла собор Казанской иконы Божией матери находящийся рядом. К сожалению эпидемия нелепых цветов захватывает всё новые и новые храмы и конца ей не видно.
Этот монумент стал первым памятником событиям Отечественной войны. Указом императора Николая I было решено установить монументы на местах шести самых важных сражений: на Бородинском поле, в Смоленске, Красном, Ковно, Полоцке и Малоярославце. В октябре 1844 года состоялось торжественное открытие памятника, но до столетнего юбилея он не дожил. К сожалению оригинальная колонна была снесена в тридцатых годах, а на её месте поставили очередного Ленина.
В 2011 году памятник был воссоздан на прежнем месте. Ленина при этом не разрушили, а перенесли на другую сторону улицы.
Главной достопримечательностью в городке является Черноостровский монастырь. В ходе битвы он сильно пострадал. Все его постройки были сожжены, осталась лишь арка входных ворот испещрённая выбоинами от картечи.
Высочайшим указом самого императора Александра I следы от пуль при ремонте были оставлены нетронутыми, это повеление выполняется и по сей день.
После войны монастырь был полностью восстановлен в память о тысячах солдат, сложивших головы за эту землю.
Судьба обители в Советское время была до боли банальна. В 1918 году монастырь закрыли, местная чрезвычайная комиссия конфисковала всё его имущество. Разные учреждения по очереди сменяя друг друга размещались в его стенах, до тех пор пока в девяностых он не был возвращён обратно верующим.
Вид сбоку на Никольский собор. Где-то я слышал что во второй половине сороковых, высказывалась идея разобрать строения монастыря на кирпич крайне необходимый в условиях послевоенной разрухи. К счастью всё обошлось. Стараниями защитников обитель оставили в покое.
Владелец участка собрал у себя целый автопарк стареньких машин.
Если пройти чуть дальше, можно подняться на городище - холм где когда-то стояла деревянная крепость некоего славянского племени.
Мне определённо повезло с погодой. Да холодно, но зато как красиво!
Объект поклонения родом из прошлого стал чем-то вроде садового гнома.
Старый, мрачный, деревянный дом.
Закончив с Малоярослацем я еду к финальной точке моего маршрута - деревне Ильинское. Здесь в 1941 году было построено множество ДОТов Малоярославецкого укрепрайона и здесь совершили свой подвиг знаменитые Подольские курсанты.
Этим героическим и печальным событиям посвящён музей «Ильинские рубежи». Он был закрыт когда я приехал.
Карта указывающая местоположение укреплений.
Всего здесь около тридцати ДОТов которые так и не были доделаны в 1941 году. Не были установлены металлические элементы: окантовки бойниц, двери и т.д. Предполагалось закончить работы в ноябре,но уже в начале октября гитлеровцы были рядом.
После серии катастрофических поражений Красной армии осенью 1941 года, остро стоял вопрос недостатка войск для защиты Москвы. В этих условиях проучившиеся всего три месяца курсанты Подольских пехотного и артиллерийского училищ были отправлены на фронт и встали на пути наступающего Вермахта неподалёку от Малоярославца.
Первый бой с противником подольские курсанты приняли шестого октября. Чтобы не дать немцам возможность первыми занять Ильинские укрепления, из числа подольских курсантов был сформирован передовой отряд. Он совместно с авиадесантниками защищавшими деревню Стрекалово в течение пяти дней сдерживал наступление врага. Израсходовав почти все боеприпасы, оставшиеся курсанты передового отряда отошли в район Ильинских рубежей, где основные силы курсантов Подольских училищ уже подготовились к обороне.
Перед курсантами стояла задача держать оборону в течение нескольких дней, в итоге они смогли продержаться две недели. Ценой такой стойкости были как минимум 2500 жизней. Точное число погибших неизвестно так как данные о потерях называют разные цифры, в любом случае оно было значительным. Оставшиеся в живых курсанты были отправлены доучиваться в Иваново.
Многие ДОТы снабжены табличками с именами тех кто оборонял их. Отдельно упомянуто кто из защитников погиб. Хотя возможно эта информация неполная, так как трупы погибших долгое время оставались на месте боя. В условиях войны их хоронили уже и не зная кого хоронят, так что многие из курсантов по документам считались пропавшими без вести.
Сильно пострадавший ДОТ.
К сожалению дальше я не смог пройти по толстому слою снега и повернул назад. Лучше летом вернусь.
«Алёшкинский ДОТ». Назван так в честь лейтенанта Василия Алёшкина , погибшего в нём вместе со своими бойцами.
Дальше я поехал в Медынь, но фотографий оттуда не будет. Батарея моей камеры села на морозе. Так что на этом всё.