Эта серия публикаций призвана доказать на исторических примерах, что этническое происхождение Рюрика не оказало никакого влияния на дальнейшую судьбу России. Причина этому проста: для умного правителя иноземного происхождения без прочных династических корней, самая выигрышная политическая стратегия - это как можно более быстрая и полная ассимиляция со своими подданными. В истории такое случалось множество раз...
С предыдущей частью можно ознакомиться по ссылке ниже...
Довмонт
В 1265 году в городе Пскове появился вместе со всем своим родом из 300 литовских семей, знатный литовский князь Даумантас, которого русские переименовали на свой лад в Довмонта. Довмонт был соратником первого литовского князя Миндовга, объединившего литовцев и превратившего их в непобедимую военную силу. К сожалению, трон объединённой Литвы сразу же заинтересовал множество претендентов, и великий объединитель Литвы был убит своими подданными. Самому Довмонту, после смерти Миндовга, места в Литве не нашлось и он вынужден был бежать в Псков вместе со всеми своими родственниками.
Вероятно, псковичи были хорошо осведомлены о военных талантах Довмонта, потому что уже через год избрали его своим князем. Довмонту пришлось при этом принять ряд условий, в частности, он крестился в православную веру под именем Тимофей.
Тридцать три года правил Довмонт Псковом, непрерывно отбивая нападения врагов, и за все это время не потерпел ни одного поражения. Из всех князей, управлявших Псковом, только Довмонту удавалось так долго удержаться во власти. При Довмонте Псков одним из первых русских городов обзавёлся каменными стенами. Ходил Довмонт и в военные походы, и так же успешно. С псковскими полками Довмонт принял участие в Раковорской битве 1268 года, когда объединённые силы русских князей нанесли тяжелейшее поражение Ливонскому ордену крестоносцев.
Помимо военных подвигов, князь Довмонт проводил правильную внутреннюю политику.
Он женился на внучке Александра Невского, породнившись с Рюриковичами.
Перед каждой битвой Довмонт приходил в православный храм, клал свой меч к подножию престола и принимал благословление духовника, который потом сам опоясывал Довмонта мечом. Каждую военную победу Довмонт отмечал, возводя храм в честь святого, в день которого она была одержана. К концу жизни Довмонта вся территория тогдашнего Псковского Крома была покрыта храмами. Он вёл псковичей в бой со словами: "Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!"
Недовольные Рюриковичи пытались сместить Довмонта, но безуспешно. Псковичи успели полюбить храброго и набожного литовца и считали его “своим” князем. К концу жизни Довмонта народное уважение превратилось почти в религиозное почитание. Вместе с князем Александром Невским, князь Довмонт посмертно причислен к лику святых русской православной церкви под двойным именем Довмонт-Тимофей.
Память о литовце Даумантасе, ставшем для русских псковичей образцом идеального правителя, до сих пор живет в сердцах псковичей. А то, что он, подобно скандинавам Рюрику и Хрольфу Рёнгвальдссону, при переселении в чужую землю со всем своим родом, был иноземцем и иноверцем, не оказало на историческую судьбу русского Пскова никакого влияния.
Продолжение по ссылке ниже...