Со времён Ломоносова не утихают споры историков о происхождении легендарного князя Рюрика. Определилось два непримиримых лагеря - норманисты и антинорманисты.
Лагерь норманистов считает, что Рюрик был скандинавом, лагерь антинорманистов утверждает, что Рюрик был славянином. Обе стороны пытаются доказать, что именно национальность основателя нашего государства предопределила наш исторический путь.
А если это не так? Если национальность Рюрика не оказала на судьбу государства никакого влияния?
Возможно ли, чтобы воинственный, умный и твёрдый правитель, попав в чуждую ему языковую и культурную среду, забыл язык, обычаи и религию предков, превратившись в одного из тех, кем вынужден был управлять?
Предлагаем читателю серию исторических очерков, из которых следует, что такие превращения не только возможны, но и регулярно происходили в российской и мировой истории.
Роберт Нормандский
В 886 году в Западно-Франкском королевстве (будущей Франции) во главе крупного отряда викингов появился некий Хрольф Рёгнвальдссон, потомок знатного скандинавского рода, изгнанный из Скандинавии в результате междоусобицы. Викинги занялись во Франции тем, что у викингов получалось лучше всего, то есть вооружёнными нападениями и грабежами.
В 889 году Хрольф, которого франки на свой манер называли Роллоном, укрепился в низовьях Сены, откуда продолжал совершать набеги, достигая даже окрестностей Парижа.
Тогдашний король Карл III Простоватый не решился вести с Хрольфом - Роллоном войну на уничтожение. Король понимал, что война обескровит обе стороны. Дорога в Скандинавию Хрольфу была отрезана, поэтому на кону стояла жизнь викинга. Вместо войны, король решил использовать военную силу викингов в своих целях. Карл III Простоватый предложил Роллону в наследственное владение побережье Сены с центром в Руане и свою дочь Гизелу в жёны. Взамен Роллон должен был признать Карла своим сеньором и принять христианство.
В 911 году Роллон принял условия короля, женился на Гизеле и крестился под именем Роберт. Так во Франции возникли область и герцогство Нормандия, от слова “норманн” то есть “северный человек”, как часто называли пришедших с севера викингов.
Рассказывают, что, по обычаю того времени, Роллон должен был поцеловать ногу своему новому сеньору. Гордый викинг, не желая кланяться, схватил короля за ногу и так высоко её поднял, что король Франции упал на спину. Тем не менее, формально обычай был исполнен, и все расстались довольными, посмеявшись сквозь зубы.
Для нашего анализа этот исторический пример особенно интересен тем, что приплывшие во Францию пришельцы были скандинавами, как, возможно, и наш князь Рюрик. Произошло это на 40 лет позже прибытия Рюрика в Новгород, что по историческим меркам почти одновременно.
Призвание Хрольфа-Роллона вряд ли можно назвать добровольным актом. Но пришельцы не были достаточно сильны и многочисленны, чтобы насадить свою религию, язык и обычаи. И ещё им нужно было ладить с местным населением, отданным им в управление.
Поэтому пришельцы предпочли вписаться в существующую систему отношений, быстро переняли язык, обычаи и религию, и уже через 150 лет бывшие скандинавские язычники вторглись в Англию французскими христианами, о чём следующий исторический очерк.
Продолжение по ссылке ниже ....