В России мало кто знает, кто такая Шарлотта Мейсон, но если вы решились на семейное образование и глубоко изучили вопрос, то мимо этого имени вам вряд ли удалось пройти. На нашем канале есть цикл статей, посвященных обучению детей по системе Шарлотты Мейсон (ссылки на них вы найдете в конце поста), они дадут вам общее представление о подходе этого педагога. Шарлота Мейсон очень популярна в среде западных хоумскулеров, во многом благодаря своему мудрому уважению к внутреннему миру ребенка. Она предвидела, что может пойти не так у родителей, которые еще только набираются опыта семейного образования, и предупредила о самых частых и критических ошибках.
1|| Родители забывают о том, что ребенок - такой же человек, как они
Одним из главных принципов Шарлотты Мейсон является мысль о том, что ребенок это прежде всего личность. Каждый ребенок уникален, постоянно в своих трудах напоминает Мейсон. Нельзя смотреть на ребенка только сквозь призму образования. Обучая ребенка, никогда не забывайте о том, что обучаете многогранную личность, уважайте его интересы, не будьте настойчивы в навязывании своих приоритетов, вместо этого наблюдайте и замечайте в какую сторону растет и развивается ребенок. Он, конечно же, нуждается в ваших советах как дерево в поливе, но не превращайте его в бонсай.
2|| Родители позволяют страхам руководить в принятии решений
Очень легко увязнуть в зависимости от мнения других людей, от их, а не ваших ожиданий от ребенка. «Что подумают родственники, если ребенок плохо сдаст экзамены?», «Что, если ребенок, правда, поглупеет на семейном обучении, как говорят учителя?»… Не позволяйте подобным мыслям завладевать вами. Вы начинаете накручивать себя без необходимости, нервничать и передавать нервозность ребенку, требовать от него неоправданно больше. Страхи опасны тем, что заставляют вас принимать реактивные решения, недостаточно взвешенные, необъективно оцененные. Вот вы боитесь, что ребенок не сдаст математику, русский, английский и нанимаете нескольких репетиторов, увеличиваете количество часов, проведенных за решением задач, диктантов и чтением книг на английском. В итоге, вы вводите ребенка в состояние невероятного учебного стресса и все из-за того, что боитесь плохой оценки - «а что подумает свекровь?!». Или вы слушаете друзей, а они говорят, что сейчас не поступить в приличный вуз, если с первого класса не заниматься робототехникой и не учить китайский. А ваш ребенок не учит ни то, ни другое, и вы начинаете тревожиться за его будущее и нагружаете ребенка кружками и курсами все больше и больше… Не позволяйте социальным страхам взять верх над вашим сердцем. Сосредоточьтесь на том, кем является ваш ребенок, в чем именно его сильные и слабые стороны, а не на том, каким он должен быть, по мнению родственников или кого-то еще.
3|| Родители перебивают ребенка, когда он пересказывает
В концепции обучения Шарлотты Мейсон есть такой важный момент: пересказ. Он не просто важный, он основополагающий. Она просит родителей проявлять терпение и понимание и не перебивать ребенка, даже если он медленно рассказывает, повторяется, сбивается. «Будьте осторожны, не прерывайте ребенка, который призван пересказывать». Пересказ это не дискуссия, не путайте. Дайте ребенку спокойно собраться со своими мыслями, сформировать их и донести до вас без потери смысла. И только после того, как основной пересказ будет закончен, можете перейти к дискуссии, к совместному обсуждению деталей, к вопросам и т.п.
4|| Родители превращают наслаждение природой в обучение на природе
Шарлотта Мейсон постоянно подчеркивает, что детям необходимо проводить много времени на природе. И в это время взрослые должны как можно меньше вносить образовательный контент. Не нужно говорить ребенку, наблюдающему за гонимыми ветром облаками, о том, как выяснить скорость, с которой они плывут. Гораздо важнее, когда ребенок, наблюдая за природой, сам научится делать какие-то открытия. Да, взрослый может фокусировать внимание детей на чем-то, искать что-то конкретное, но будьте осторожны - не переборщите с направляющими рельсами.
5|| Родители стараются дать как можно больше фактов
Образование - это жизнь, говорит Шарлотта Мейсон и советует родителям читать живые книги и сообщать детям образовательную информацию через идеи, через концепты, а не через одни только факты. Если утрировано, то не «запомни, что 2+2=4», а «2+2=4 не просто так, а потому что…ты сам можешь легко в этом убедиться…». Факты по-прежнему остаются в обучении по Шарлотте Мейсон, без них, разумеется, никак не обойтись, да и не нужно! Смысл образования по Шарлотте Мейсон в том, чтобы составить из этих фактов большие идеи, вписать их в жизненную мудрость. Не просто «Магеллан открыл то-то и то-то», а «Магеллан невероятно важный человек для цивилизации, он помог ей сделать шаг вперед в развитии представлений о Земле… Что именно он сделал? А каким человеком он был? Что повлияло на Магеллана так сильно, что он решил связать свою судьбу с Океаном? Какую жизнь он прожил, во что верил, каких принципов придерживался? Попробуем представить себя им». Да, выдавать факты проще для взрослого, создается иллюзия, что ребенок сразу запоминает все, что ему говоришь. Но нет, мозг ребенка не пишущая машинка. Хорошо запоминается только та информация, которая проходит через сердце.
Жанна Алибулатова
Читайте также:
- Часть 2. Живые книги
- Часть 3. Пересказ
- Часть 4. Один раз в неделю
- Часть 5. Художественная литература
- Часть 6. Выразительное чтение вслух
- Часть 7. Дневник природы