Найти в Дзене
КиноДед

Почему в кинотеатрах идут одни "блокбастеры"?

Оглавление

Зайдите в ближайший кинотеатр и бросьте свой взор на расписание. Вероятно, наибольшее количество сеансов будет за высокобюджетными блокбастерами. На самом деле, в этом нет ничего страшного. "Эпоха потребления" в самом разгаре, да и спрос рождает предложение... Но как же так вышло, что некогда передовое искусство превратилось в яркий и дорогостоящий аттракцион в большей своей массе. Чтобы разобраться в вопросе - коротко пробежимся по ключевым моментам истории "Голливуда", который во всем мире известен, как флагман мирового кинопроизводства.

-2

"Голливуд становится локомотивом кинематографа"

"Малыш" (1921 г. Реж. Чарльз Чаплин)
"Малыш" (1921 г. Реж. Чарльз Чаплин)

В начале 20 века США стали лидером в области кинопромышленности и уверенно занимают этот пост по сей день. Обойти всех Америке "помогла" Первая мировая война, страны-участницы которой должны были отправить все силы, в том числе и кинематографические, на нужды фронта. Американцы, почувствовав собственную выгоду в сложившейся ситуации, выжали из нее максимум, заполнив освободившуюся нишу своими развлекательными работами.

"Система" дала сбой

"Клеопатра" (1963 г. Реж. Джозеф Манкевич)
"Клеопатра" (1963 г. Реж. Джозеф Манкевич)

К середине 60-х американское кино подходит в плачевном состоянии. Виной тому три фактора: первый - появление конкурента в лице телевидения, которое становится отличной альтернативой кинозалам; второй - перестают работать проверенные временем жанры (новые постановки в форматах исторического эпика, мюзикла или вестерна перестают приносить кассу); третий - под натиском государства киностудии постепенно остаются без своих сетей кинотеатров (до 1948 года крупные фирмы занимались не только производством, но и прокатом фильмов в своих же кинотеатрах).

"Кто боится Вирджинии Вульф?"

"Кто боится Вирджинии Вульф" (1966 г. Реж. Майкл Николс)
"Кто боится Вирджинии Вульф" (1966 г. Реж. Майкл Николс)

В 1966 году на экраны выходит культовый фильм режиссера Майкла Николса "Кто боится Вирджинии Вульф". Эта камерная драма становится настоящим хитом проката и пользуется большим успехом среди критиков (в дальнейшем всеобщая любовь перерастет в различные премии). Помимо своих художественных достоинств фильм довольно отчетливо выявил запрос зрителя на смену вектора в кинобизнесе. И этот запрос можно сформулировать так: "Мы хотим смотреть о реальных людях и их проблемах, а не о фэнтезийном прошлом". В 1967 был отменен "Кодекс Хейнса" - этический свод правил, являвшийся национальным стандартом нравственной культуры США (снимать фильмы не по кодексу было можно, но создатели, уличенные в нарушениях пролетали мимо большинства кинотеатров). К нарушениям можно было отнести демонстрацию: наготы, чрезмерной жестокости, ненормативной лексики, незаконного употребления наркотиков и даже супружеских измен. Вместе с падением прежних устоев продюсеры были вынуждены довериться молодым и амбициозным режиссерам.

Эпоха "Нового Голливуда"

"Выпускник" (1967 г. Реж. Майкл Николс)
"Выпускник" (1967 г. Реж. Майкл Николс)

Пришло время строить новое, заимствуя все лучшее, что даровал в то время европейских кинематограф ("французская новая волна" и "итальянский неореализм"). Так и появился на свет "Новый Голливуд". Майкл Николс, Питер Богданович, Роман Полански, Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола и многие другие породили множество выдающихся работ, которые и по сей день считаются лучшими представителями киноискусства. Правда система, с яркими режиссерами у руля, погубила сама себя, когда никому неизвестный Стивен Спилберг произвел на свет "Челюсти", открыв коммерческие "врата ада", попутно изобретя жанр "блокбастер" как таковой.

"Челюсти" капитализма

"Челюсти" (1975 г. Реж. Стивен Спилберг)
"Челюсти" (1975 г. Реж. Стивен Спилберг)

Вместе с успехом "Челюстей" жадные до денег капиталисты стали продавать мерчендайз (не прогадали). И все поняли, куда эта машина будет двигаться дальше. Затем последовали "Звездные войны", "Индиана Джонс", "Назад в будущее", "Охотники за привидениями" и прочие "Супермены", которые так или иначе вытесняли из кинотеатров авторское кино. Вместе с этим к концу 80-х стремительно развивается кабельное ТВ, преимуществом которого являлось возможность зрителя самому выбирать передачи или кино по вкусу. Соответственно, большие студии, чтобы не потерять аудиторию стали активно намекать на свои козыри кинотеатральных постановок, а именно - огромный экран, шикарный звук и прочие маркеры аттракциона. В следствие всего вышеописанного смена вектора для студий-мэйджоров окончательно закрепилась. Сейчас война между ТВ, к которому можно отнести стриминговые сервисы, и "большим" кино подходит к своему пику! Правда это уже совсем другая история...

"Мстители"
"Мстители"

К какому лагерю в данном споре примкнете Вы? Ожидаете ли с нетерпением каждый новый хит от больших студий? Или предпочитаете домашний просмотр с новыми авторскими хитами от Netflix, HBO и Amazon? Предлагаю подискутировать на эту тему в комментариях.

Спасибо за просмотр, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и смотрите хорошее кино! С вами был, КиноДед.