Найти тему
Большая Птица

SMART: как правильно ставить цели, если вы хотите добиться успеха в бизнесе

Оглавление

Правильная постановка цели — половина дела и основа успешного достижения намеченного. Логично, что с большей долей вероятности вы добьетесь чётко поставленной цели. И дело тут скорее в общей организации процесса и точном понимании того, для чего вам это нужно и куда двигаться.

Всё просто: определяя цель, вы перестаете абстрактно мечтать, оцениваете ресурсы и ограничения, формулируете задачи, устанавливаете сроки выполнения и продумываете желаемый результат. Переходите от мечты к действиям. Давайте разберемся, в чем суть популярной методики SMART и как правильно поставить цель, чтобы получить то, чего хочется.

Что такое SMART

В переводе с английского smart — умный, сообразительный. Поэтому цель, поставленную по методике SMART, еще называют «умной» целью. Этот метод лучше всего подходит для постановки целей с коротким или средним сроком выполнения, например, 3 месяца или 1 год.

Акроним SMART в 1981 году впервые использовал в своей статье «S.M.A.R.T. — способ описания управленческих целей и задач» американский консультант Джордж Т.Доран.

Каждая буква в акрониме SMART обозначает определенный критерий постановки цели:

-2

Пример постановки цели по методике SMART

S (Specific) Конкретная

Формулируйте чётче, чего именно хотите достигнуть.

Хороший способ убедиться, что вы наметили конкретную цель, которая соответствует вашим потребностям, это применить к ее постановке метод 5W.

What (Что?): Чего необходимо достичь?

«Заработать много денег» — цель абстрактная, а «увеличить на 20% чистую прибыль магазина за 6 месяца» — цель конкретная.

Why? (Почему?) Почему я хочу достичь этой цели?

Подумайте, для чего вам достигать этой цели. Например, вы хотите увеличить прибыль, чтобы через год открыть еще одну торговую точку или интернет-магазин.

Who? (Кто?) Кто задействован?

Определите, какие ресурсы вам необходимы и чего вы ждете от людей, которые задействованы в достижении цели. Например, каждый продавец вашего магазина должен повысить процент личных продаж и размер среднего чека.

Where? (Где?) Где это будет происходить?

Определите местоположение, где вы будете достигать цели. Магазин, склад, аккаунт в Инстаграме и т.д.

Which? (Какие?) Какие требования и ограничения существуют?

Есть ли какие-нибудь ограничения, которые могут препятствовать достижению цели. Например, недостаточно большой ассортимент товаров.

Неправильная цель: хочу получить много денег.
Правильная цель: хочу увеличить чистую прибыль магазина на 20% за 6 месяцев.

M (Measurable) Измеримая

Измеряйте прогресс в достижении цели. Иначе как вы поймете, на каком отрезке пути находитесь и вообще правильно ли движетесь к намеченной цели? Например, возьмем всю ту же цель «увеличить чистую прибыль магазина на 20% за полгода». Поставим промежуточный отчетный период — 1 месяц. И промежуточную цель — увеличение прибыли на 4% за месяц.

Кроме того, измерение прогресса поможет мотивировать сотрудников, которые задействованы в выполнении задач. Продавец Татьяна знает, что к концу месяца команда должна предоставить промежуточные результаты работы. Если результаты зависят в том числе и от ее личных показателей продаж, то Татьяна ощущает больше ответственности и больше включена в работу.

Вопросы, которые помогут оценить измеримость цели:

- Как я буду измерять прогресс?
- Как я узнаю, когда цель достигнута?

A (Achievable) Достижимая

Нет смысла ставить заведомо недостижимую цель. Это только понизит вашу самооценку и демотивирует сотрудников. Подумайте, действительно ли поставленная цель достижима, есть ли у вас необходимые ресурсы и потянет ли ваш бизнес возросшую нагрузку.

Подумайте, какие задачи нужно поставить, чтобы достичь цели. Внутри нашей цели по увеличению прибыли за 6 месяцев может быть такой список задач:

  • улучшить ассортимент и внешний вид торгового зала;
  • усовершенствовать программу лояльности;
  • обучить продавцов новой методике обслуживания клиентов;
  • провести мероприятия в магазине, направленные на привлечение покупателей;
  • продвинуть группы в соцсетях и т.д.

Вопросы, которые помогут оценить достижимость цели:

- Как можно достичь цели?
- Какие логические шаги я должен предпринять?

R (Realistic) Актуальная

Оцените, есть ли у вас веские причины, чтобы добиваться поставленной цели. Тщательно проанализируйте цель на предмет значимости: так ли вам нужно то, чего вы хотите.

Разберем подробно. Например, вы задумали открыть новое направление — дизайнерское бюро, которое специализируется на разработке дизайн-проектов квартир и офисов.

Чтобы оценить актуальность цели, задайте себе вопросы:          

Оптимально, если на все вопросы вы отвечаете «да». В нашем случае стоит задуматься, есть ли смысл брать кредит. Лучше заранее рассчитать, насколько это выгодно.

T (Time-Bound) Ограничена во времени

Ставьте цели с чётким дедлайном — датой, к которой цель должна быть достигнута. Ограниченный срок помогает лучше управлять процессом выполнения задач в рамках цели.

Вопросы, которые помогут определить срочность цели:

- Сколько времени потребуется для достижения этой цели?
- Когда будет завершено достижение этой цели?
- Когда я собираюсь работать над этой целью?

Что в итоге

  • Чётко определите, чего именно вы хотите. Так ли нужен вам третий автомобиль, которым вы грезите день и ночь.
  • Убедитесь, что у вас есть шансы получить желаемое. Заведомо недостижимая цель может сильно ударить по вашей самооценке.
  • Шаг за шагом продвигайтесь к своей цели. Пусть это будет 10 упражнений на пресс в день — делайте их регулярно.
  • Отслеживайте действия. То, что вы уже сделали на пути к цели и что еще предстоит предпринять.
  • Ставьте сроки для достижения цели настолько ограниченные, насколько позволяет ваша ситуация.
  • Не ищите оправданий. Никаких «выбрал неудачное время» или «не успел». Если поставили цель — не сдавайте.

Заходите в Школу Большой Птицы, будем рады!
https://school.bigbird.ru
Здесь мы размещаем массу полезного для начинающих и опытных предпринимателей: обучающие курсы, статьи, кейсы, актуальные новости, руководства.