Сегодня уже можно с уверенностью говорить, что гонконгский кинорежиссер Джон Ву – один из тех немногих киноделов, что оказали огромное влияние не только на собственно кинематограф, но и на другой важный сегмент индустрии развлечений – компьютерные и консольные игры. Без Джона Ву не было бы Max Payne, а без Max Payne не было бы целого поджанра шутеров от третьего лица, подробный рассказ о котором вы также найдете в этом номере. Да и сами фильмы Джона Ву гонконгского периода творчества, когда он только вырабатывал свой стиль, очень выделяются на фоне большинства других кинокартин. Это не традиционные боевики о кунг-фу, не криминальные саги о мафии, не западные боевики buddy movie о друзьях-полицейских с большим количеством стрельбы. И уж точно не супергеройские олдскульные экшены со Шварценеггером и Сталлоне. Это все вместе, сдобренное необычной эстетикой и визуальными приемами, характерными только для этого кинорежиссера.
Первые шаги
Стоит сказать, что набивал руку Джон Ву как раз-таки на традиционных гонконгских фильмах. На заре карьеры знаменитый в будущем кинопостановщик не чурался простых и легких комедийных боевиков, а также традиционных боевиков о кунг-фу и славной истории Китая, и даже фэнтези-картин с летающими в небе непобедимыми бойцами (жанр «уся», очень любимый китайскими постановщиками). В частности, именно Джон Ву снял «Руку смерти» – типичный исторический кунг-фу боевик, в котором засветился, кстати, тогда еще совсем молодой Джеки Чан. Картина рассказывала о периоде завоевания Китая маньчжурами, а Джеки Чан вместе с несколькими товарищами выступали в роли неодолимой кары, наказывая предателя-китайца, мастера единоборств, окруженного к тому же восемью маньчжурскими телохранителями.
Светлое будущее: расцвет heroic bloodshed
Прорыв на киноолимп Гонконга, а затем и США, и всего мира у Джона Ву вместе с его необычным стилем случился после выхода на киноэкраны картины «Светлое будущее», главную роль в которой исполнил Чоу Юн-Фат. Этот актер стал настоящей находкой режиссера и сыграл впоследствии еще в нескольких картинах Джона Ву, большая часть из которых относилась именно к жанру heroic bloodshed.
«Светлое будущее» (также известное в наших краях под названием «Право на жизнь») – картина о нравах гонконгской мафии. О дружбе, предательстве, чести, о двух братьях, один из которых состоит в банде, а второй при этом работает в полиции. И естественно, история сдобрена фирменной стилистикой Ву, которая к тому моменту уже практически выработалась. Главные герои, в особенности задумчивый Чоу Юн-Фат, постоянно палят с двух рук по превосходящим силам противника. Изобилие черных костюмов, черных плащей, множество оружия, которое даже часто не перезаряжается, а просто отбрасывается в сторону после того, как все патроны расстреляны… Отличная актерская игра, идеально прописанные персонажи, сильные характеры и лиричный саундтрек. Все это основы heroic bloodshed, жанра, умело сочетающего элементы криминальной драмы и боевика, при этом имеющего также собственные отличительные элементы вроде противостояния сильных характеров, красивых ракурсов, нуарных составляющих (джазовая грустная музыка, сверкающие струи дождя, крупные планы большого города) и даже элементов вестернов. Плюс перестрелки в католических храмах, стрельба с двух рук, слоу-мо, мексиканские дуэли и белые голуби, разлетающиеся во все стороны под пулями.