Система продовольственной безопасности Российской Федерации законодательно регламентирована в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации от 01 февраля 2010 года.
Для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей.
В сфере потребления:
- располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;
- обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек;
- потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;
- объемы адресной помощи населению;
- суточная калорийность питания человека;
- количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;
- индекс потребительских цен на пищевые продукты.
В сфере производства и национальной конкурентоспособности:
- объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
- импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
- бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;
- продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;
- объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания.
В сфере организации управления:
- объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.
Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:
- зерна – не менее 95 процентов;
- сахара – не менее 80 процентов;
- растительного масла – не менее 80 процентов;
- мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов;
- молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов;
- рыбной продукции – не менее 80 процентов;
- картофеля – не менее 95 процентов;
- соли пищевой – не менее 85 процентов.
Итоги политики продовольственной безопасности в докладе РАНХиГС.
Разбор продовольственной безопасности РФ тут.
Это грамотные мысли, их исполнение действительно может обеспечить продовольственную безопасность Российской Федерации, однако, есть нюансы:
- В доктрине не учитывается финансовая доступность российских товаров для покупателя, большинство не российских аналогов сельскохозяйственной продукции дешевле для российского покупателя;
- Владельцами некоторых агрохолдингов, которые обеспечивают продовольственную безопасность Российской Федерации являются иностранные фирмы и (или) иностранные физические лица. Например, учредители собственниками компании “Мираторг” - одного из лидеров производства с/х продукции в России, являются две компании с Кипра;
- В 2015-16 гг. около 30 % с/х техники производится в России, остальные 70 % закупается зарубежом или производиться у нас, но по иностранным технологиям. Перекрыть каналы поставки и сельскому хозяйству будет туго.
- Расчет продовольственной безопасности производиться на всю страну, а необходимо производить по каждому отдельному региону. Южные районы России себя обеспечат, ещё и другие регионы прокормят, но как быть с крайним севером и арктической зоной?
- Финансовая доступность продовольствия. Например, пшеницу вырастили в Краснодарском крае, пока довезли до Чукотки она выросла в цене в 3-4 раза, дешевле купить в странах юго-восточной Азии или в Южной Америке.
- Вред концерагенных продуктов. Тут статья о вреде ГМО и необходимости для продовольственной безопасности отказа от “вредных” продуктов и за многое другое.
Тему продовольственной безопасности в основном разбирают экономисты (тут, здесь и там) и ещё много кто, сами нагуглите, если заинтересует. Есть работы по изучению истории продовольственной безопасности в России. Есть даже технари изучающие тему продовольственной безопасности.
21 декабря 2018 года на обсуждение Правительства внесли новую версию доктрины продовольственной безопасности. Причина внесения изменений - исполнение предыдущей доктрины продовольственной безопасности, т.е. полное обеспечения населения Российской Федерации продуктами российского производства. Внесены два дополнительных параметра обеспечения населения продовольственной безопасностью - экономическая и физическая доступность продовольствия.
Текста этой новой доктрины найти не удалось ни на сайте МинСельхоза (там вообще последнее обновление за 2017 год), ни в правовых поисковиках, неизвестно, что там меняют, есть только комментарии официальных представителей.
Что не так с действующей доктриной?
Если коротко - она устарела. Ключевая проблема - доступность продуктов питания. Финансовая возможность элементарно купить продукты, даже если они есть на полках магазинов, и в стране их производят достаточно для обеспечения всего населения, не означает, что все граждане могут позволить себе купить эти продукты. Например, я считаю себя низшей прослойкой среднего класса (по внутренним ощущениям), заходя в магазин я не беру ничего сверхъестественных, никаких продуктов из тридевятого царства - а на 1 000 рублей покупаешь продуктов дня на три, если повезет. На The Bell опубликовали статью о сокращении среднего класса в России на 20 % за 5 лет, деньги дешевеют, налог вырос, даже плата за капремонт и вывоз мусора влияет на достаток, зарплаты, даже если остаются на прежнем уровне, их сжирает инфляцию и по факту денег вы получаете меньше, чем до кризиса 2014 года. Вот и 1 000 рублей на продукты уже не деньги.
Задача - сделать так, чтобы еда была доступна по всей России и по карману каждому гражданину. Опять же, для вычисления разработают нормы потребления калорий и питания в день на человека, поиграют со статистикой и все будет ок.
Получится ли сделать продукты питания более доступными? Это уже совсем другая история.