В процессе написания своей книги читаю литературу про Москву. Интересного тьма. Решила, почему бы и не поделиться некоторыми «вкусными» фактами и историями.
Первой такой историей будут «чертовы кулички». Не знаю, многие ли знают о том, что это и где, поэтому решила все же рассказать. Как ни крути, а легенда занятная.
Изначально «кулички», они же «кулишки» и «откулига» — болотистое место в лесу, поляна среди заболоченного леса. Самое место для черта и его собратьев. Находиться оно может где угодно, и в таком виде его адрес нам никогда не найти. Но в реальности все куда интересней.
Дело в том, что у чертовых куличек есть вполне конкретный адрес — это треугольник между Славянской площадью, Солянкой и Ивановской горкой. Центр Москвы, между прочим, м. Китай-город. Раньше здесь были… ну да, кулишки. Они самые.
А потом случилась Куликовская битва. Дмитрий Донской вернулся в Москву и 1 октября 1380 года велел построить на Кулишках церковь в память о тех, кто не вернулся. Большинство погибших, разумеется нашли свой покой в братских могилах на Куликовом поле, однако некоторых все же перевезли и похоронили у стен церкви, которую освятили в честь Всех Святых. По сути эта церковь стала первым храмом-памятником в честь победы. С нее такая традиция и пошла.
В XVI веке церковь решили перестроить в каменную. Примерно в таком виде она благополучно дожила до наших дней и, буде появится такое желание, ее можно увидеть, доехав до станции метро Китай-город и выйдя в сторону ул. Солянка (она есть на указателях). Красивая красная церквушка, которая окажется у вас прямо перед носом, и есть та самая — на Куличках.
Итак, все самое веселое началось как раз через некоторое время после строительства каменного храма. Говорят, потревожили кости павших воинов. Так это или нет — никто не знает, но чертовщинка началась даже не с церкви, а с Троицкой богадельни по соседству, что характерно, осенью 1666 года.
Старушкам, живущим в приюте, стало не так скучно влачить свои дни, потому что у них появился потусторонний массовик-затейник по прозвищу Игнашка. Специального образования Игнашка не имел — в преисподней с этим туго, —так что аниматор из него получился очень своеобразный: дух швырялся стульями, шептал старушкам всякую пошлятину (бедные бабушки!), ругался так, что бывалые сапожники бледнели и уходили в мужской монастырь. Тот еще тамада. И ни одного конкурса!
В общем, старушкам это надоело, и они нажаловались в самую высокую инстанцию — царю Алексею Михайловичу. Тот чародеев не жаловал и нечисть не уважал, а потому велел церковникам разобраться честь по чести и выяснить, что не так. Но Игнашка оказался не так прост. И здесь все случилось по тому же принципу, как было с экзорцистами в «Альваросских крысоловах» — слабости священников нечистый чувствовал на раз, а потому не они его, а он их изгонял, еще и позорил перед всеми. Под конец святые отцы уже боялись и близко подходить — кому охота, чтобы твое грязное белье вытащили прилюдно и рассмотрели во всех деталях? Подходящую кандидатуру для изгнания нечисти пришлось искать очень долго, но таки удалось найти. Преподобный Илларион был экзорцистом — говорили, будто ему дана власть над духами.
Явился священник в богадельню, пообщался с Игнашкой, выяснил, что тот, вроде как, княжеский сын, проклятый матерью, а потом… потом все. До свидания, Игнатий Батькович, старушкам нужен покой, ступайте откуда пришли.
Все обрадовались, но… не тут-то было. Немного поразмыслив, Игнашка решил, что просто неверно выбрал целевую аудиторию и обратил свой взор на верующих. И то верно: много людей, горят свечи, песни поют. Как мимо пройти? Поэтому во время очередной службы в церкви Всех Святых начались спецэффекты в стиле нечистой силы или просто беспокойных соседей: бей, роняй, стучи отбойными молотками по стенам (ладно, просто стучи — не было тогда отбойных молотков), не забывай про огоньки под куполом, а еще теней, теней побольше.
И опять пришлось звать экзорциста. Но и тут Игнашка не унялся. Настойчивый паренек оказался. Не иначе как решил покорить столицу… Из Всесвятской церкви он перебрался в церковь св. Владимира на Ивановской горке, оттуда — в храм Рождества на Куличках, потом вернулся к бабушкам в богадельню, рассчитывая, что они уже успели соскучиться.
В последний раз, по слухам, Игнашка шалил совсем недавно, примерно в 1991 году в Всесвятской церкви. Но на сей раз он был не особенно убедителен, наверное, повзрослел, поумнел и нашел себе дело по профилю ))