Обозреватель Tricolor TV Magazine Евгений Лазаренко рассуждает, почему новый сериал «Ростов» на НТВ стоит смотреть ради актерской игры, но не детективного сюжета.
Бывший налетчик, а теперь бравый кавалерист Леха Козырь въезжает в Ростов на белом коне, чтобы покрошить белогвардейцев, используя знание каждого закоулка в родном городе. На фоне калейдоскопических смен власти Ростов захлестнула волна бандитизма, и высоким приказом Козырь переходит из подчинения товарищу Буденному под начало товарища Дзержинского, чтобы организовать на месте уголовный розыск. Герой было расстраивается, что бывшие кореша не поймут, но обезглавленный криминальный мир Ростова сам стонет под натиском залетных – дело, выходит, благое. Из всех гастролеров особенно лютует Котелок – беспредельничает как отморозок, вырезая жертвам глаза. Но раз за дело берутся Козырь и его наспех сколоченная, но сразу сплоченная команда, Котелку варить недолго – как и прочим криминальным элементам, грозящим благополучию молодой республики.
Режиссер сериала Павел Дроздов несколько противоречиво трактует линию Козыря: «Это фильм о том, что многое в человеческой судьбе зависит от него самого: главный герой делает выбор сознательно, понимая, что идет против своей прошлой жизни».
Вообще-то Козырь недвусмысленно рвется назад на фронт шашкой махать, только неприятный чекист обещает ему пулю по законам военного времени за отказ послужить революции в УГРО. Смерть – аргумент посолидней, чем месть за погибшего вора-корешка, а шуры-муры с «учителкой» начнутся позже. Эта благообразная барышня и ее сноб-отец, по совпадению руководитель местного сыска при царе, тоже проявляют логику, достойную скетчей «Камеди клаба». Учительницу литературы подводят метафоры: «У главного, с бельмом на глазу, были пустые глаза», – нет, один глаз пустой, другой злой. «Вы мой классовый враг, и вся эта революция меня не касается», – уже коснулась, и решите теперь, контра вы или безразличный наблюдатель.
В противовес глупеющей при виде штыков интеллигенции Козырь и его коллеги-пролетарии проявляют смекалку, храбрость и харизму. Весь отдел уголовного розыска очаровательно шокает, гэкает и балагурит – и ни одна кошка между ними не пробежит, сплошь товарищество и взаимопонимание. Толстый шрам как родной смотрится на волевом лице Артура Смольянинова в главной роли, с губ Александра Головина не слетает ироничная усмешка.
В принципе, главные козыри сериала – это актеры: каждый образ, и положительный, и отрицательный, выверен и снабжен какой-нибудь узнаваемой деталью.
Самой крупной жемчужиной кастинга сияет Иван Охлобыстин в роли Котелка – актеру всегда удавались обаятельные негодяи, и искренне жаль, что его лихая ухмылка украшает повествование лишь две серии.
Ради актерской игры, цветистого говорка и динамичных сцен с перестрелками и стоит смотреть «Ростов» – уж не ради детективных линий точно, пусть смущенная учителка и называет Козыря Шерлоком Холмсом.